Сергей Приходько: «Фундаментальных предпосылок для потребительского оптимизма не наблюдается»

«Потребительский индекс Иванова», подготовленный Сбербанком, свидетельствует уверенность российских потребителей во II квартале, пишет «КоммерсантЪ». Исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько полагает, что индекс отражает скорее психологическое состояние населения и фундаментальных предпосылок для потребительского оптимизма не наблюдается.

Аналитики Сбербанка изучили поведение и динамику расходов типичного представителя среднего класса в России, живущего в городе с населением от 100 тыс. человек. Согласно исследованию, во II квартале более половины россиян не имели непогашенных кредитов и не экономили на кафе и ресторанах. В целом, по данным исследования, граждане не переходили на товары подешевле, а их средняя зарплата за это время выросла почти на 1,5 тыс., до 40 тыс. руб.

Значительно выросла доля оптимистов, считающих текущую ситуацию в экономике благоприятной для формирования накоплений — 61% против 48% за тот же период прошлого года. Авторы исследования отмечают, что во II квартале «Потребительский индекс Иванова» составил -17%, и это неплохой показатель. Для сравнения, в аналогичном периоде прошлого года, в разгар самоизоляции, он опускался до -31%.

Сергей Приходько отметил, что фундаментальных предпосылок для потребительского оптимизма действительно нет.

«Как экономист я не вижу таких чистых показателей, которые навевали бы на эту мысль. Рост ВВП есть — это от прошлого года. На самом деле, при хорошем стечении обстоятельств во 2-ой половине года мы достигаем уровня 2019 г., но это, опять же, не какой-то дальнейший экономический рост. Собственно говоря, я не знаю таких показателей, которые бы давали основания шибко радоваться. А вот, что касается усталости и психологии… У нас тоже есть похожие исследования, наша лаборатория опрашивает директоров предприятий, высчитывает по некой формуле уровень оптимизма. Так вот, он тоже сейчас выглядит неплохо», - отметил он.

Понедельник, 16.08.2021