Следующий год будет одним из самых сложных после кризиса 1998 г.

18 сентября Правительством Российской Федерации утвержден проект федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а первые комментарии по основным параметрам налогово-бюджетной политики были даны Министром финансов на инвестиционном форуме в Сочи.

 

Анализ документов с заседания Правительства, где рассматривался проект бюджета, и интервью А. Силуанова, предоставляет массив информации к размышлению о будущих перспективах бюджетной политики и ее способности обеспечить повышение качества жизни российских граждан.

 

Проект федерального бюджета на 2015–2017 гг. сформирован с незначительным дефицитом в 0,6% ВВП по каждому году. Позитивный отклик может вызывать у граждан и частного бизнеса новость о том, что поступления по налогу с продаж в проекте бюджета не запланированы, а ставка НДС не изменяется. Таким образом, правительству удалось оптимизировать расходы без увеличения налогов, в том числе для финансирования социально значимых обязательств и долгосрочных задач по развитию Дальнего Востока, Крыма и Севастополя.

 

Однако, принимая во внимание состояние российской экономики, надо признать, что потенциал для роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ ограничен и проблема поддержания уровня бюджетной обеспеченности регионов усугубляется, что неизменно скажется на качестве и доступности государственных и муниципальных услуг населению.

 

Тем не менее, у бюджетников намечается ускоренный относительно инфляции рост заработной платы, но только в 2016–2017 гг. В 2015 г. индексацию зарплат бюджетникам ограничили уровнем инфляции, что, по мнению Минфина, приведет к сдерживанию расходов на оплату труда в реальном секторе экономики, которые ориентируются на зарплаты в бюджетном секторе.

 

Принимая во внимание, что статистические данные по инфляции не всегда отражают фактическое снижение покупательной способности рубля, можно предположить, что реальные доходы работников бюджетной сферы в следующем году будут падать. В то же время решение будет воспринято положительно региональными органами власти, поскольку позволит в следующем году сбалансировать свои финансовые возможности и необходимость исполнения майских указов президента. Однако увязка заработной платы в реальном секторе с зарплатами бюджетников говорит о структурных проблемах в экономике, поскольку именно частный сектор должен иметь возможность привлечения наиболее квалифицированных кадров, а не соревноваться за трудовые ресурсы с государственным сектором, особенно с государственными корпорациям.   

 

Другим фактором сдерживания заработной платы является решение правительства РФ об отмене порога по величине зарплат, сверх которой до 2015 г. не уплачивались взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (в 2014 г. – 624 тыс. руб.). Таким образом, предприятиям реального сектора экономики придется снижать издержки, причем вряд ли путем внедрения инновационных технологий, скорее всего, за счет увольнения работников или перевода части заработной платы в конверты. Последствия таких решений, особенно в период снижения экономической активности, уже известны в новейшей истории России.    

 

В то же время есть и некоторые положительные аспекты этого решения для большинства граждан страны, так как в доходную часть бюджета ФОМС наконец-то будет поступать больше средств от «золотых парашютов» топ-менеджеров.

 

Есть позитивные новости для организаций, но только имеющих доступ к государственным заказам по строительству транспортной инфраструктуры и работающих в пределах Москвы и Московской области. В федеральном бюджете на 2015–2017 гг. предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований для развития транспортной сети Москвы в размере 122 млрд руб. и Московской области – 18 млрд руб. без учета дополнительных средств, которые будут изысканы в ходе перераспределения средств. Можно отметить, что это решение является лучшей альтернативой введения налога с продаж, который и лоббировало московское правительство.

 

Оптимизм вызывает и то, что поддержка таких гигантов российской экономики, как Роснефть и НОВАТЭК, будет осуществляться в рамках стандартных процедур, а не административного давления. Также позитивным моментом можно считать сохранение предельного уровня в 60% расходования средств ФНБ на инфраструктурные проекты.
            

Таким образом, анализ основных параметров проекта федерального бюджета подтверждает, что следующий год будет одним из самых сложных после кризиса 1998 г. с точки зрения финансовой и экономической стабильности как для страны в целом, так и для частного сектора и для граждан. Однако именно 2015 г. должен стать началом для институциональных экономических реформ, инициируемых правительством и поддерживаемых частным бизнесом в интересах граждан.

 

Татьяна Тищенко – старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики

Среда, 24.09.2014