Смерть Уго Чавеса – фактор политического риска в торгово-экономических отношениях

Известие о смерти президента Венесуэлы Уго Чавеса заставляет лишний раз проанализировать перспективы торгово-экономического сотрудничества с ресурсозависимыми экономиками, в которых одновременно имеют место высокие политические риски.


Только за последние два года было заключено 15 крупных проектов с Венесуэлой, большая часть из которых сосредоточена в нефтегазовой отрасли. Изначально было понятно, что наиболее значительные риски, с которыми может столкнуться реализация этих проектов – это политические риски. Большое количество совместных проектов является результатом изолированности Венесуэлы от развитых стран вследствие политики Уго Чавеса последнего десятилетия. Поэтому такие проекты, как запуск сборочного производства автомобилей «ЛАДА» и «КАМАЗ», являются политическим шагом, а не экономически выгодным для венесуэльской промышленности решением.

Последние два года существовала большая неопределенность в том, выздоровеет ли Уго Чавес, следовательно, оппозиция, которая, возможно, придет на его место, может пересмотреть часть контрактов и отказаться от экономически невыгодных соглашений, в частности, от производства вышеупомянутых автомобилей или от услуг компании «ГАЗПРОМ» и ООО «Национальный нефтяной консорциум» в нефтегазовой отрасли. Политический риск, в меньшей степени, затрагивает только проекты по совместному производству бананов (ЗАО «Группа Джей Эф Си»), лизингу самолетов (ОАО «Ильюшин Финанс») и деятельности ОАО «АЭРОФЛОТ».

Кроме того, на Венесуэлу приходится наибольшее количество совместных проектов, заключенных Россией со странами – экспортерами нефти. Основная их часть затрагивает сотрудничество в нефтегазовой отрасли. Дело в том, что Венесуэла нуждается в содействии в освоении собственных ресурсов, но из-за политических разногласий с большинством развитых стран Венесуэла вынуждена пользоваться услугами российских компаний. Кстати, благодаря плохим отношениям Венесуэлы со странами Запада, для России стало возможным заключение таких проектов, как налаживание сборочного производства неконкурентоспособных автомобилей. Аналогичных проектов такого рода с другими странами практически не существует, так как они предпочитают пользоваться услугами западных компаний.

Следует отметить, что сотрудничество со старыми добрыми партнерами, такими как Куба, Ангола, Египет и Вьетнам, а также новыми партнерами, такими как Иран, Сирия и Венесуэла, развито в большей степени, чем это требуется из экономических соображений. Россия уже потеряла большие ресурсы в Ливии, потеряла сотни миллионов долларов из-за санкций Совета безопасности ООН в отношении Ирана и, видимо, потеряет в Сирии. Уход президента Венесуэлы из жизни наглядно покажет, каким образом могут реализовываться политические риски в торгово-экономических отношениях двух стран.

А.Ю. Кнобель – к.э.н., зав. лабораторией международной торговли

Среда, 06.03.2013