Смягчать бюджетное правило не стоит

Минэкономразвития подготовило базовый вариант макроэкономического прогноза на 2014–2016 гг., который предполагает смягчение бюджетного правила уже в 2014 г., что обусловлено ростом расходов в результате присоединения Крыма.

 

Закладываются два сценария развития. Согласно первому варианту, предполагающему корректировку бюджетного правила и увеличение бюджетных расходов, ВВП РФ вырастет в 2014 г. на 1,1%. По второму, более консервативному варианту, рост составит всего 0,5%.

 

Смягчение бюджетного правила означает возможность для наращивания расходов. Но российская экономика пока не готова к денежному стимулированию в силу наличия проблем с бизнес-климатом. Грубо говоря, если мы удваиваем финансирование строительства дорог, то их не становится в два раза больше, дороги еще и дорожают. В нынешних условиях гораздо важнее макроэкономическая и бюджетная стабильность, чем экономический рост за счет денежного стимулирования. Если сейчас, согласно бюджетному правилу, допускается уровень дефицита до 1% ВВП, то уже возникают разговоры о повышении этого порога до 2-3% ВВП. По моему мнению, не стоит разбалансировать бюджет ради роста ВВП в 1,1%.

 

Увеличение расходов в связи с присоединением Крыма можно было бы покрыть за счет займов – либо на азиатских рынках, либо на внутреннем. Тем более, пока процентные ставки на рынках капитала находятся на историческом минимуме, да и международные рейтинговые агентства понизили лишь прогноз рейтинга России, а не сам рейтинг, что не должно сказаться на удорожании кредитных ресурсов для российских компаний. Бюджет, последний вариант которого верстался довольно сложно, в этом случае трогать не стоит.   

 

Алексей Ведев – директор Центра структурных исследований

Понедельник, 14.04.2014