Смягчение акцизной политики в отношении пива будет способствовать росту экономики

Временный мораторий на внедрение новых законодательных инициатив в отношении пивоваренной отрасли и выделение пива в отдельно регулируемую категорию будут способствовать росту экономики и сокращению показателей алкоголизма.

К такому выводу пришли эксперты Института Гайдара, которые провели оценку результатов влияния государственного регулирования на рынок пивоваренной продукции.

Презентация исследования прошла 15 января во время экспертной дискуссии на тему «Проблемы и перспективы развития пивоваренной отрасли в России», состоявшейся в рамках Гайдаровского форума - 2015 в Москве.

В задачи исследования входили оценка влияния недавно принятых норм регулирования в отношении пива на показатели здоровья населения и экономику, а также анализ возможных сценариев развития пивоваренной отрасли до 2020 г.

За последние 10 лет уровень смертности от алкоголя снизился на 56%, а потребление алкоголя за аналогичный период сократилось на 18%. Однако, как показывает статистический анализ, смертность от алкоголя и другие показатели здоровья не зависят от потребления пива. Наиболее существенное снижение вредных последствий от употребления алкоголя наблюдалось в период с 2003 г. по 2007 г., когда потребление крепкого алкоголя снижалось, а потребление пива росло. Таким образом, усиление норм регулирования в отношении пива не позволило улучшить показатели здоровья населения.

Результаты независимых клинических исследований показывают, что пиво является наименее вредным из всех алкогольных напитков. Несмотря на это, с 2010 г. в России именно в отношении рынка пива применена серия жестких ограничительных мер, включая запрет рекламы, ограничение продаж и увеличение акцизного сбора. В результате система регулирования и налогообложения пивной отрасли в России оказалась одной из наиболее жестких в Европе.

Акцизная политика России в отношении пива привела к тому, что оно стало стоить в 1,5 раза дороже крепких спиртных напитков (в пересчете на процентное содержание алкоголя). Подобное соотношение акцизов не позволяет компенсировать ни разницу в стоимости производства пива и крепких напитков, ни изменить соотношение в потреблении пива и крепкого алкоголя для снижения негативного воздействия на здоровье населения.

Текущее регулирование и акцизная политика в отношении пива уже привели к потерям в экономике, эквивалентным сокращению 61 000 рабочих мест и снижению ВВП на 59 млрд рублей. Потребление пива в 2009-2012 гг. упало на 2,3 млрд литров.

При проведении исследования «Оценка влияния государственного регулирования на рынок пивоваренной продукции» были применены такие методы, как корреляционно-регрессионный анализ. Для оценки экономического эффекта проводились интервью с отраслевыми экспертами, использовались таблицы МОБ Леонтьева. Исследование строилось на общедоступных данных Росстата, Euromonitor, ВОЗ.

Расчеты показывают, что уже принятые меры, равно как и текущий план правительства в рамках Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года, не окажут положительного влияния ни на здоровье населения, ни на экономику страны.

Участники экспертной дискуссии подчеркивают, что смягчение норм регулирования рынка пива может позволить в период до 2020 г. сохранить 15 000 жизней и увеличить ВВП страны на 271 млрд руб. (в ценах 2013 г.).

С целью стабилизации ситуации на алкогольном рынке и повышения конкурентоспособности легально произведенной алкогольной продукции видятся целесообразным следующие шаги:

- изменение подходов к регулированию пивоваренной отрасли, в том числе за счет выделения производства и оборота пива и напитков на основе пива в отдельное от других видов алкогольной продукции регулирование для предотвращения дальнейшего негативного влияния на экономику и восстановления ее роста;

- введение «законодательных каникул» - временной приостановке разработки и вступления в силу новых законодательных инициатив, ужесточающих регулирование пивоваренной индустрии и смежных отраслей, как минимум на два года до 1 января 2017 г.;

- запрет на вступление в силу и соответствующий перенос вступления в силу федеральных законов до полной разработки всех связанных с ними подзаконных нормативно-правовых актов с учетом мнения отрасли и по результатам проведения процедуры общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия;

- инициирование и проведение пересмотра ранее принятых нормативно-правовых актов в рамках процедуры ретроспективной оценки регуляторного воздействия (в том числе отмену запрета продаж пива и напитков на основе пива в объектах нестационарной торговли);

-  снижение ставки акциза для пива и напитков на основе пива с содержанием этилового спирта в готовой продукции менее 4,5% об. с целью стимулирования потребления пива с меньшим содержанием этилового спирта.

Участники экспертной дискуссии «Проблемы и перспективы развития пивоваренной отрасли в России», в которой, помимо пивоваров, также приняли участие представители Института Гайдара, Министерства экономического развития и Министерства финансов  считают необходимым проинформировать профильные органы власти на федеральном и региональном уровнях о результатах исследования и предлагаемых шагах по исправлению ситуации, а также создать рабочую группу при Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств под руководством Министерства экономического развития РФ для разработки и реализации предложенных действий.

Сергей Приходько - к.э.н., Исполнительный директор

Понедельник, 19.01.2015