Соглашение об ассоциации Украины и ЕС не создает проблемы поставки дешевых товаров в Россию

27 июня Украина и Евросоюз во время саммита в Брюсселе подписали экономическую часть соглашения об ассоциации, которая предусматривает создание зоны свободной торговли.

 

Теоретически Россия может повысить ставки импортных ввозных пошлин для украинских товаров с преференциального уровня (нулевые ставки почти на все товары) до уровня режима наибольшего благоприятствования (РНБ), т.е. до уровня пошлин в торговле со странами, не входящими в зону свободной торговли СНГ.

 

Подписание Киевом соглашения об ассоциации с ЕС практически ничего не меняет в торгово-экономических отношениях Украины и России.  Дело в том, что при пересечении таможенной границы Евразийского союза (ЕАЭС) товар облагается импортной пошлиной в зависимости от страны происхождения этого товара. Если товар украинский, то облагается он по нулевой ставке как товар из зоны свободной торговли СНГ. Если товар произведен в любой из стран ЕС, он облагается по ставке РНБ, то есть в соответствии с Единым таможенным тарифом (ЕТТ) Евразийского союза.

 

Существуют опасения, что товары из ЕС, завезенные на Украину с нулевыми или низкими пошлинами, будут переделываться и завозиться под видом украинских. Но они не слишком оправданны, поскольку в соглашении о зоне свободной торговли СНГ прописаны так называемые правила происхождения товаров, согласно которым товар считается украинским, если подвергнут достаточной переработке на территории Украины. Если не вдаваться в технические подробности, можно сказать, что либо товар должен изменить свою классификацию (например, ввозимые реагенты из ЕС используются в производстве фармацевтической продукции), что требует создания существенной добавленной стоимости промышленностью Украины, либо стоимость материалов европейского происхождения не должна превышать 5% цены конечного товара.

 

Таким образом, проблема транзитной поставки дешевых товаров из ЕС через Украину во многом надуманна.

 

В свою очередь повышение импортных пошлин в торговле с Украиной не выгодно ни России, ни Белоруссии с Казахстаном, ни самой Украине, поскольку рост барьеров во взаимной торговле лишь приведет к росту цен, снижению конкуренции и потере эффективности на рынках всех рассматриваемых стран и, как следствие, к потерям благосостояния каждой из них. Если исходить из логики нанесения экономического ущерба Украине в качестве наказания за выбор евроинтеграции в качестве стратегического вектора развития, то следует отдавать себе отчет, что такой ущерб будет неминуемо сопровождаться собственными потерями. Для России, возможно, в относительном выражении потери будут менее ощутимы, чем для Украины, вследствие того что российская экономика раз в 8–10 больше украинской, но потерями от этого быть не перестанут.

 

Александр Кнобель – к.э.н., зав. лабораторией международной торговли

Пятница, 27.06.2014