Сокращение продаж легковых автомобилей в России набирает обороты

Продажи новых легковых и новых легких коммерческих автомобилей в России, как импортированных, так и собранных на российских автозаводах, снизились в августе на 26%, до 172 тыс. штук. По итогам восьми месяцев текущего года рынок упал на 12%, до 1,58 млн машин.

 

Подобное сокращение спроса ранее наблюдалось лишь в кризисном 2009 г., когда продажи в мае рекордно снизились на 57% по сравнению с маем 2008 г.

 

Ларионова

 

Источник: Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Рис. 1. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ, шт.

 

Стабильное снижение продаж наблюдается с марта. Спрос на новые автомобили сократился на 29%, по итогам марта было продано 243 335 автомобилей, в конце августа – лишь 172 015 легковых автомобилей.

 

Всему виной негативные тенденции в экономике, оказывающие влияние на российский автомобильный рынок который месяц подряд. Это и замедление темпов роста российской экономики, непростая внешнеполитическая ситуация, рост цен на автомобили из-за ослабления курса рубля и подорожание процентных ставок по автокредитам, а также отсутствие программ государственной поддержки.

 

Российские банки в связи с нестабильной экономической ситуацией не только ужесточают требования к заемщикам, но и повышают ставки по автокредитам на 2–3 процентных пункта. Учитывая тот факт, что в России в 2013 г. более 50% автомобилей приобретались в кредит, повышение и без того высоких ставок никак не будет стимулировать продажи новых средств передвижения. Это подтверждается статистическими данными за 1-е полугодие 2014 г.: количество выданных банками автокредитов сократилось на 19% по сравнению с 1-м полугодием предыдущего года.

 

Маловероятно, что данная тенденция кардинально изменится в ближайшее время, по крайней мере до конца года. Российский авторынок рассчитывает на помощь государства, однако даже новой госпрограммы утилизации старых автомобилей, действующей с 1 сентября 2014 г. и под которую выделено 10 млрд рублей бюджетных средств, окажется недостаточно для преодоления сложившейся ситуации, и в конце года продажи новых автомобилей все же не превысят прошлогодние.

 

Дина Ларионова – эксперт Центра структурных исследований

Понедельник, 08.09.2014