Создание финансового мегарегулятора требует четкого определения его задач

Вопрос о финансовом мегарегуляторе требует оперативного решения, заявил глава государства Владимир Путин 2 октября 2012 г. и призвал банковское и инвестиционное сообщество подключиться к его обсуждению.


Глобальная реформа финансового рынка и создание единого органа, объединяющего надзор за банками и финансовыми институтами, обсуждается чиновниками более 10 лет и впервые может быть реализована.

Однако, несмотря на десятилетнюю историю обсуждения вопроса о создании российского мегарегулятора, в настоящий момент это решение выглядит излишне поспешным, фундаментальных обоснований появлению такой структуры именно сейчас не прослеживается.

Укрупнение финансовых регуляторов и создание мегарегуляторов в последнее время может считаться общемировой тенденцией. И формирование такого органа в России повторяет зарубежный опыт. Но большинство мегарегуляторов в настоящее время создано или в развитых экономиках, или на относительно небольших рынках развивающихся стран. Так, ни одна из стран БРИК еще не перешла к централизованной модели регулирования финансового рынка.

Вызывает опасения, что ускорение создания мегарегулятора в России в настоящий момент является больше аппаратным решением по укрупнению финансовых функций и слиянию их в один орган, нежели шагом на пути к качественному улучшению финансового регулирования.

Создание мегарегулятора было бы более обоснованным в глазах экспертного сообщества, если бы этот процесс сопровождался декларированием тех целей, которые будет решать новый орган. Такие цели могли бы включать в себя проведение согласованной политики в области регулирования финансовых рынков, обеспечение контроля за системными рисками финансовой системы, организацию мониторинга состояния финансовой системы и опережающее прогнозирование возможных кризисов в финансовой сфере.

Кроме того, решения, принимаемые мегарегулятором, должны учитывать весь финансовый рынок в целом, а не его отдельные сегменты, как это происходит сейчас. Можно привести простой пример. Решения Банка России по ограничению процентных ставок по депозитам, вероятно, благоприятно скажутся на стабильности банковского сектора, ограничив наиболее рискованное кредитование. Однако при этом не принимается во внимание поведение вкладчиков с высокой склонностью к риску и воздействие притока сбережений на другие сегменты финансовой системы, которые в поисках более высокой доходности будут уходить из банковского сектора в микрофинансовые организации и на фондовый рынок.

М.Ю. Хромов  – научный сотрудник Центра структурных исследований

Вторник, 09.10.2012