Стабилизация геополитической обстановки – обязательное условие выхода России из стагнации

На днях Всемирный банк опубликовал доклад об экономике России, в котором аналитики указали на опасность вступления нашей страны в стагнацию или даже рецессии в обозримой перспективе. Так, по прогнозу Всемирного банка, в базовом сценарии рост экономики в 2014 г. составит 0,5% относительно предыдущего периода, а в 2015 г. и 2016 г. – 0,3% и 0,4%, соответственно. При оптимистичном сценарии рост составит в среднем 1% в 2015–2016 гг. Пессимистичный же сценарий предполагает длительную рецессию экономики (-0,9% в 2015 г. и -0,4% в 2016 г.).


Как отмечается в докладе, по всей вероятности, затухание роста объясняется структурными, а не циклическими факторами, а именно достижением российской экономики своего потенциального уровня производства. Кроме того, как подчеркивается в докладе, в нынешних условиях модель, предусматривающая обеспечение высоких темпов роста на основе широкого присутствия государства в экономике, исчерпала себя.


В качестве рецепта выхода экономики на более высокую фазу цикла и оживления темпов экономического роста Всемирный банк предлагает незамедлительное проведение структурных реформ, причем не за счет активного вмешательства государства в экономику в целях ее диверсификации, а повышения эффективности деятельности госаппарата, в частности, улучшения эффективности оказания госуслуг за счет расширения участия в этом частного сектора (на базе ГЧП). Необходимым условием достижения высоких темпов экономического роста является увеличение объема частных инвестиций и предсказуемая экономическая среда.


За небольшим исключением с аналитиками Всемирного банка трудно поспорить. Действительно, структурные реформы, направленные на диверсификацию экономики РФ и снижение роли нефтегазового сектора (иными словами, в терминах декомпозиции темпов роста ВВП на составляющие – повысить структурную составляющую, основанную на фундаментальных факторах роста, и снизить внешнеторговую, обусловленную динамикой мировых цен на энергоносители), должны приводить к ускорению темпов экономического роста. Вне всякого сомнения, от эффективного государственного управления, предполагающего высокую мотивацию госслужащих, четко поставленные цели и соответствие этих целей имеющимся финансовым ресурсам, зависит эффективность принятия различных решений в области экономической политики и, как следствие, рост экономики в целом. При этом результативность всех реформ, естественно, зависит от уровня развития институтов и доверия населения и частных инвесторов к правительству.


Тем не менее, в нынешних условиях угрозы новых экономических санкций со стороны развитых стран и изоляции экономики России о степени предсказуемости решений в области экономической политики говорить весьма трудно. Проведение серьезных реформ при данной геополитической обстановке представляется затруднительным. Кроме того, вызывает вопросы предложение аналитиков Всемирного банка повысить эффективность оказания государственных услуг на базе ГЧП. На настоящий момент анализ опыта различных стран в этой сфере не позволяет сделать однозначного вывода об эффективности данной формы взаимодействия государства и бизнеса. И в любом случае, при реализации проектов в рамках ГЧП России, на наш взгляд, не следует безоговорочно копировать опыт европейских стран, преуспевших в этом, а учитывать специфику российской экономики.


Таким образом, остается надеяться на скорейшее разрешение украинского кризиса, снятие экономических санкций (которые уже негативно сказываются на экономических процессах внутри страны) и нормализацию политической обстановки, что представляет необходимое условие воплощения обозначенных выше рекомендаций по выходу экономики РФ из стагнации на новую траекторию экономического роста.

 

Мария Казакова – к.э.н., зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости

Четверг, 25.09.2014