Степан Земцов: «Спрос на продукцию и услуги постепенно восстанавливается»

Новостной портал «ДОЛГ.РФ» в своей статье приводит сведения о том, как в регионах России проходит восстановление экономики после пандемии. По мнению Степана Земцова, с.н.с. лаборатории инновационной экономики Института Гайдара, экономика действительно постепенно восстанавливается, но граждане стараются сэкономить на затратах, предпочитая товары более низкого ценового сегмента.

По данным аналитического материала ЦБ, свыше 60% компаний и предпринимателей заявили о восстановлении и повышении спроса на их продукцию, услуги и работы в феврале-марте 2021 г. Показатели вернулись на докоронавирусный уровень или даже превысили его. В частности, зарубежные партнеры заинтересовались российскими алмазами, газом и углем, а на Северо-Западе страны восстановился спрос на автомобили, что стимулирует их продажу и производство.

Иностранные компании также стали интересоваться российскими полимерами, что поспособствовало восстановлению производственной активности на Урале. За счет господдержки наращивают активность фармацевтические компании.

Отмечается и восстановление потребительской активности населения: после снятия некоторых коронавирусных ограничений, а также вакцинации россияне стали активнее посещать рестораны и кафе, ходить в фитнес-залы, на культурно-развлекательные мероприятия. Внутренний туризм продолжают стимулировать за счет госпрограммы кэшбека. При этом граждане продолжают пользоваться онлайн-покупками и стараются сэкономить на затратах, предпочитая товары более низкого ценового сегмента.

Однако инфляция в России остается высокой. Регулятор указал, что всему виной неравномерное восстановление спроса. В частности, инфляция сильнее всего сказалась на повышении цен на мясо, яйца и бензин. Подорожали строительные материалы и автомобили. Цены растут из-за ограниченности предложения тех или иных товаров, нестабильности рубля, а также повышения затрат на энергию и сырье.

«Спрос на продукцию и услуги действительно постепенно восстанавливается, но следует иметь в виду, что сравниваются значения марта 2021 г. с пониженными значениями марта 2020 г., когда начались первые противоэпидемиологические ограничения», – отметил Степан Земцов.

Он полагает, что инфляция традиционно в начале года растет за счет роста цен на продовольственные товары (например, на плодоовощную продукцию). В какой-то мере на нее повлиял и отложенный спрос на автомобили, бытовую технику, которые население покупает в кредит.

Вторник, 20.04.2021