Существующие расходы обеспечить невозможно даже в среднесрочной перспективе

23 октября Правительство России внесло законопроект о бюджете на 2016 г. в Госдуму. Бюджет рассчитан, исходя из прогноза цены на нефть в 50 долл./барр., инфляции в 6,3% и роста ВВП на 1,2%.

Приоритеты бюджета очевидны из структуры расходов: 27% – на социальную политику, 19% – на национальную оборону, почти 13% – на правоохранительную деятельность и безопасность, почти 16% – на национальную экономику.  Доходы планируются в размере 13,7 млрд руб., расходы – 16 млрд руб., дефицит составит 2,3 млрд руб. (3% ВВП). Дефицит будет в основном покрыт из Резервного фонда, на что будет потрачена большая его часть. Министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, выступая в Совете федерации РФ, что ситуация с Резервным фондом становится критической: он сократится на 2,6 трлн руб., на две трети.

В поисках резервов для пополнения бюджета правительство пошло на целый ряд непопулярных мер. В очередной раз продлен мораторий на накопительную пенсию, несмотря на то что еще весной 2016 г. правительство РФ объявляло о том, что моратория на 2016 г. не будет. Запланировано проиндексировать пенсии только на 4%, а работающих индексация не коснется вовсе.  

Заработные платы в бюджетной сфере, чиновникам, военнослужащим, материнский капитал индексироваться не будут. Впрочем, предполагается, что индексация пенсий может и увеличиться, если экономическая ситуация будет благоприятной. При этом формируются два бюджетных резерва объемом до 500 млрд руб., за счет упомянутой накопительной части пенсий, неиспользованных остатков средств бюджетополучателей в 2015 г., а также 10% сокращения дотаций государственным компаниям.

Учитывая то, что 2016 г. будет годом парламентских выборов, видимо, увеличение индексации пенсий все же состоится, если не произойдет какого-то резкого обрушения макроэкономической конъюнктуры. Предусмотрено повышение налогов на нефтяной и газовый сектор, несмотря на то что ранее Правительство декларировало отказ от какого-либо повышения налогов в кризисный период. Оценивая проект бюджета, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин разумно заметил, что в условиях отсутствия институциональных реформ альтернативы повышению налогов нет.     

В целом бюджетный процесс 2015 г. показал следующее: фактически, в первой половине года российские власти надеялись избежать болезненных решений за счет улучшения конъюнктуры цен на энергоносители – такой тренд существовал весной. Однако затем цены стабилизировались на уровне вокруг 50 долл. за баррель, и стало ясно, что волшебного решения проблем не предвидится. Власти не готовы снижать огромные расходы на оборону и безопасность, в сумме превышающие расходы на социальную политику и приближающиеся к трети бюджета.

Это обосновывается наличием внешних угроз и необходимостью обеспечения военного паритета со странами НАТО, хотя очевидно, что такой паритет не может быть достигнут просто по экономическим возможностям России, чья экономика составляет 2–3% мирового ВВП, а весь бюджет меньше, чем военный бюджет одних США.

Кроме этого, власти откладывают решение о повышении пенсионного возраста, хотя оно довольно очевидно. В октябре в очередной раз идею повышения пенсионного возраста высказал министр экономики Алексей Улюкаев (до 63 лет), ранее президент России Владимир Путин говорил о том, что эту идею необходимо обсуждать, но при принятии политического решения она раз за разом исключается.

Между тем, например, отказ от индексации заработных плат бюджетной сферы затрагивает куда большее количество людей уже сейчас, в то время как повышение пенсионного возраста – в зависимости от различных схем – затронет большинство граждан лишь через много лет.

Сохраняется практика крупных бюджетных дотаций государственным компаниям. Фактически же при консервативном сценарии динамики цен на нефть и сохранении нынешних пропорций бюджета существующие расходы обеспечить невозможно даже в среднесрочной перспективе.

Сергей Жаворонков – старший научный сотрудник

Пятница, 30.10.2015