Три источника сбалансированности региональных бюджетов

Последние годы федеральный бюджет играет основную роль в обеспечении общей сбалансированности региональных бюджетов.

В 2007-2012 гг. консолидированные региональные бюджеты в основном сводились без дефицитов, за исключением пика кризиса в 2009 г., когда общий дефицит составил 0,8% ВВП, и 2012 г. (0,5% ВВП). В 2009-2011 гг. объем федеральных трансфертов вырос с 2,6% до 3-4% ВВП, что позволило предотвратить нарастание проблемы. Однако основное бремя дефицита бюджетной системы пришлось на федеральный бюджет. В 2012 г. объем трансфертов снизился до докризисного уровня и дисбаланс региональных бюджетов вновь стал расти.

2013 г. был достаточно сложным как для российской экономики, так и для бюджетной системы, особенно на региональном уровне. В 2013 г. резко обострились проблемы регионального долга (рост на 30%), особенно коммерческой задолженности (на 50%). Число дефицитных регионов и общий объем дефицита превысили значения, наблюдавшиеся в пик кризиса 2009 г. (0,8% ВВП в 2009 г. и 1% ВВП в 2013 г.). Во-вторых, регионы вынуждены были сокращать инвестиции. Доля инвестиционных расходов в общем объеме расходов последовательно сокращалась с 17% в 2011 г. до 15% в 2013 г. (или с 2,5 до 2% ВВП).

Данные за 8 месяцев 2014 г. говорят о том, что ситуация с исполнением бюджетов разных уровней несколько улучшается, даже несмотря на прогнозируемое замедление темпов экономического роста до 0,5%. Налоговые доходы могут вырасти в 2014 г. за счет некоторого восстановления поступлений налога на прибыль. Однако сравнение налоговых поступлений не только с 2013 г., но и с 2012 г. показывает, что в реальном выражении налоговые поступления не восстановились, к уровню 2012 г. наблюдается заметное падение.

В итоге на региональном уровне общий объем доходов в 2014 г. может остаться на уровне прошлого года (12,2% ВВП), а расходы вырастут (при 100%-ном выполнении плана по расходам) до 13,5% ВВП. В этом случае общий дефицит региональных бюджетов в 2014 г. увеличится до 1,3% ВВП.

В целом увеличение сбалансированности российских региональных бюджетов (корректировка вертикального дисбаланса) в среднесрочной перспективе возможно за счет трех источников: увеличение трансфертов из федерального бюджета, передача на региональный уровень дополнительных налоговых доходов (либо введение новых региональных налогов), передача с регионального на федеральный уровень определенных расходных полномочий (либо просто сокращение объема расходных полномочий региональных бюджетов).

Арсений Мамедов – зав. лабораторией бюджетной политики

Комментарий подготовлен на основе статьи Научного руководителя Института Гайдара Сергея Синельникова-Мурылева и зав. лабораторией бюджетной политики Арсения Мамедова, опубликованной 12.11.2014 в Forbes.

Среда, 12.11.2014