Укрупнение научных институтов произойдет раньше, чем их оценка

В октябре-ноябре 2014 г. ожидалось принятие ряда важных правительственных решений, касающихся механизмов дальнейшего реформирования научного комплекса, в первую очередь системы бывших академических институтов, ныне подведомственных Федеральному агентству научных организаций (ФАНО).

Должен был появиться Научно-координационный Совет ФАНО, выбрана комиссия для оценки результативности деятельности научных организаций, утверждены методики оценки, разработаны регламенты участия РАН в экспертной работе и выполнении других возложенных на нее функций.

На сегодняшний день наибольшую тревогу вызывает то, как происходит разработка подходов к оценке эффективности деятельности научных организаций и одновременно – к реструктуризации бывших академических институтов. Очень высока вероятность того, что реструктуризация начнется раньше, чем пройдет оценка институтов. Уже сама последовательность таких действий выглядит достаточно абсурдно.
Основное направление преобразований – это укрупнение организаций и сокращение доли тех из них, которые выполняют преимущественно фундаментальные исследования. Идея переориентации существующих организаций на прикладные исследования не бесспорна. С учетом состояния кадрового потенциала возможно, что эффективнее создавать новые институты прикладной направленности, чем переучивать тех, кто не умеет выполнять прикладные работы.

Примечательно, что руководство РАН оперативно «подстроилось» под идею укрупнения, которую можно реализовать до проведения оценки институтов. Различные организации и отделения РАН стали предлагать конкретные варианты создания новых структур на базе бывших академических институтов. Наибольший резонанс получило предложение главного ученого секретаря Президиума РАН акад. И.А.Соколова о создании Федерального исследовательского центра информационных и коммуникационных технологий на базе руководимого им Института проблем информатики. Оно было выдвинуто без проведения консультаций с директорами институтов, которые предложено включить в состав новой организации. Фактически, происходящее можно охарактеризовать как попытки спасения «своих» институтов – теми, кто обладает для этого административным ресурсом.

Эти действия были не напрасными: помощник Президента РФ А.А.Фурсенко поддержал четыре пилотных проекта, о принципах выбора которых также ничего не известно, в числе которых есть и проект акад. И.А.Соколова. При этом приоритеты оказались несколько иными, чем предложенные ФАНО, а именно – сельскохозяйственные науки, молекулярная генетика и клеточная биология, промышленные биотехнологии и информатика и программное обеспечение. Скорее всего, именно эти проекты и станут первыми пилотами.

Такие спонтанные «назначения» приоритетов свидетельствуют об отсутствии согласованной государственной позиции по вопросу о том, что же сегодня актуально для развития России. За прошедший год новых приоритетов в области НИОКР появилось немало, и их соответствие президентским приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий весьма относительное.

В целом характер принимаемых решений заставляет предположить, что они ориентированы на сценарий сокращения федерального бюджета на исследования и разработки. Отсюда «оптимизация» и пилоты по произвольно назначенным приоритетам (по сути, сохранение тех, кто нужен). В объединяемых институтах процесс адаптации разнородных коллективов друг к другу занимает длительное время, и в переходный период производительность сложно нарастить.

На сегодняшний день уже можно оценить и реакцию научного сообщества на происходящие события. Активная его часть, участвуя в общественных организациях и советах, пытается корректировать спонтанно объявляемые управленческие решения, и постепенно приходит к идее стратегии, которая была реализована в начале 90-х гг., во время самого масштабного и быстрого разрушения науки. Она состоит в расширении самостоятельности научных подразделений и лабораторий внутри институтов. Когда все рушится, отдельным группам проще выживать. «Пассивная» же часть научного сообщества также выбирает путь начала 90-х – уезжает работать за рубеж. За 8 месяцев 2014 г. зафиксирован более масштабный, чем за любой полный год последнего 15-летия, отток кадров из страны. И среди уезжающих – в основном научные сотрудники и предприниматели.

Ирина Дежина - д.э.н., ведущий научный сотрудник лаборатории экономики социальной сферы,

Понедельник, 24.11.2014