Утилизационный сбор сказался на объемах импортных поставок в Россию

В октябре 2013 г. истекли 60 дней, отведенные правилами ВТО для достижения мирового соглашения с ЕС по его иску в отношении введенного в РФ утилизационного сбора.


Напомним, что сбором облагается весь импорт из ЕС, тогда как автотранспортные средства, произведенные в России, Казахстане и Беларуси от него освобождаются. Таким образом, утилизационный сбор создает преференции для автопроизводителей Таможенного союза, что противоречит нормам ВТО. По данным Федерального казначейства РФ, с момента введения утилизационного сбора в сентябре 2012 г. доходы федерального бюджета от него составили 55,4 млрд руб.

Двусторонние консультации, проведенные 29 и 30 июля текущего года, не привели к устранению разногласий. 10 октября 2013 г. ЕС обратился в орган по разрешению споров ВТО с предложением собрать панель арбитров, которая рассмотрит вопрос о законности этого сбора. 22 октября 2013 г. в Женеве состоялось заседание комитета ВТО по разрешению споров, на котором российский представитель оспорил запрос ЕС в ВТО о созыве панели арбитров по рассмотрению вопроса о действующем механизме утилизационного сбора в России, так как не исчерпаны возможности мирного урегулирования спора.

Если на следующем заседании Евросоюз снова поднимет вопрос, заблокировать разбирательство во второй раз Россия уже не имеет права. Тогда до конца года будет сформирована третейская группа ВТО, которая в течение полугода должна будет определить, правомерны ли претензии Евросоюза или действия России не противоречили правилам ВТО. После этого у России будет 30 дней, чтобы сообщить, как она намерена исполнять решение третейской группы. Если претензии будут признаны правомерными, а Россия не отменит дискриминационные меры, ЕС получит право ввести компенсационные меры в отношении российских товаров. ЕС сможет повысить пошлины, чтобы компенсировать ущерб, который понесли европейские производители. Сумму ущерба рассчитает третейская группа.

В совокупности с другими факторами утилизационный сбор сказался на объемах импортных поставок в Россию. Так, в январе–августе 2013 г. в Россию было ввезено грузовых автомобилей в физическом выражении на 33,5% меньше, чем в январе–августе 2012 г. Импорт легковых автомобилей тоже существенно сократился: за 8 месяцев 2013 г. их было ввезено меньше, чем за 8 месяцев 2012 г. на 21,6%. Однако оценить сокращение поставок автомобилей из ЕС именно под влиянием утилизационного сбора сложно, так как российский автомобильный рынок падает под влиянием многих факторов.

Поданная властями Евросоюза в июле 2013 г. жалоба в суд ВТО вынудила российские власти пересмотреть свою позицию. 21 октября 2013 г. Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые уравнивают условия утилизационного платежа на автомобили для российских и зарубежных производителей. По новому закону, который вступит в силу с 1 января 2014 г., утилизационным сбором будут облагаться транспортные средства не только ввезенные, но и произведенные на территории ТС. Исключение составляет техника, принадлежащая соотечественникам, переселяющимся в Россию на постоянное место жительства по специальной программе, дипломатическим и консульским представительствам. Кроме того, от сбора освободили раритетные автомобили, выпущенные как минимум 30 лет назад.

Несмотря на то, что Россия выполнила требования Евросоюза об уравнивании условий оплаты утилизационного сбора для импортеров и для внутренних производителей автомобилей, в Брюсселе по-прежнему ждут «дополнительную информацию и разъяснения». У ЕС остаются претензии к методике расчета утилизационного сбора. В частности, в ЕС считают, что сбор не должен зависеть от объема двигателя автомобиля и что методика расчета предусматривает слишком большую разницу в размере сбора для новых и подержанных автомобилей.

Н.П. Воловик - зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности

Понедельник, 28.10.2013