Утвержден Закон о федеральном бюджете на 2011–2013 гг.

Утвержден Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".


Параметры бюджета рассчитаны исходя из умеренно-оптимистичного прогноза основных макроэкономических индикаторов социально-экономического развития экономики: цена на нефть (марки Urals) к 2013 г. достигнет 79 долл./барр. против 75 долл./барр., ожидаемых в 2011 г.; уровень инфляции  – в интервале 7–5,5% в период 2011–2013 гг.; рост экономики  – 4,5% к 2013 гг.

На протяжении всего среднесрочного периода предусмотрено, что федеральный бюджет будет исполняться с дефицитом, его величина сохранит тенденцию к снижению до 2,9% ВВП к 2013 г. против 3,6% ВВП в 2011 г. Однако значительного сокращения ненефтегазового дефицита в среднесрочной перспективе не произойдет, его величина не опустится ниже 10% ВВП. Уменьшение величины дефицита в большей степени будет обусловлено снижением расходов бюджета в относительном выражении. Так, объем расходов федерального бюджета к 2013 г. сократится на 1,5 п.п. ВВП по сравнению с 2011 г., в то время как объем доходов снизится, соответственно, на 0,8 п.п. ВВП.

Основными приоритетами в структуре расходов федерального бюджета являются расходы социального характера, а также государственные траты на модернизацию экономики. Существенные объемы затрат также  запланированы на перевооружение армии. Всего на эти цели предполагается направить около 20 трлн руб. в течение  10 лет, однако в бюджете на 2011–2013 гг. средства на финансирование данной программы в явном виде не предусмотрены.

В ближайшие годы планируется провести реформирование сферы здравоохранения. Кроме того, поддержка Пенсионного фонда РФ потребует значительных объемов бюджетных средств на фоне предстоящей индексации пенсионных выплат в размере 8% (с 1 февраля 2011 г.) и увеличения размера пособий. Так, на эти цели в 2011 г. намечено потратить 2,3 трлн руб., а к 2013 г. объем соответствующих расходов достигнет 2,8 трлн руб.

 

Дефицит федерального бюджета на 2011 г. установлен в размере 1 814,0 млрд руб., в 2012 г. – 1 734,5 млрд и в 2013 г. – 1 795,7 млрд руб.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации составит на 1 января 2013 г. 6 976,4 млрд руб. и на 1 января 2014 г. – 8 826,2 млрд руб., а верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 г. будет на уровне 65,2 млрд долл., или 52,1 млрд евро, и на 1 января 2014 г. – 75,6 млрд долл., или 58,2 млрд евро.

Предполагается, что дефицит федерального бюджета в 2011 г. будет покрываться за счет средств Резервного фонда (284,4 млрд руб.), Фонда национального благосостояния (5 млрд руб.), а также за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета (1 524,6 млрд руб.). К ним относятся средства, поступающие от приватизации федерального имущества и государственных заимствований. Следует отметить, что в связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 г. и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита), поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010–2013 гг. не планируются. При этом размер Резервного фонда к 2012 г. достигнет 47,1 млрд руб. 

 

Е.Г. Фомина – научный сотрудник лаборатории бюджетной политики,

М.П. Голдин – юрист-аналитик лаборатории экспертизы и разработки нормативно-правовых актов

Вторник, 14.12.2010