Утверждена новая стратегия противодействия коррупции

14 апреля 2010 г. Президентом РФ подписан Указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы»1. Данным указом утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции на среднесрочную перспективу, а также предложена новая редакция Национального плана противодействия коррупции.

 

В качестве цели Национальной стратегии определено «искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе». Для этого планируется решить следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Направления борьбы с коррупцией, указанные в Стратегии, условно можно разделить на несколько групп:

  • «внутриведомственные», позволяющие усилить контроль за дисциплиной государственных служащих и развитие внутриведомственной правовой базы. Данная группа мер, пожалуй, наиболее проста и доступна, с точки зрения их практической реализации. К настоящему времени министерства и ведомства уже успели наработать определенный опыт по контролю за государственными служащими, созданию комиссий по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и т.д. В связи с этим практическая реализация Стратегии, скорее всего, пойдет по пути совершенствования существующей практики;
  • вовлечение в процесс борьбы с коррупцией «гражданского общества» и повышение правосознания граждан. В числе таких мер можно указать: расширение системы правового просвещения населения, обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции и т.д. Эта группа направлений носит слишком общий характер, в связи с чем их практическая реализация может оказаться затруднена. Во-первых, российское гражданское общество недостаточно развито для того, чтобы эффективно контролировать институты государственной власти, а во-вторых, неясны механизмы практической реализации подобных мер. К примеру, не очень понятно, за счет чего можно простимулировать население к отказу от попыток участия в коррупции в условиях нехватки определенных благ, предоставляемых государством и местным самоуправлением (к примеру, мест в детских садах, качественных школ, бесплатных лекарств);
  • совершенствование действующего законодательства. Данная группа мер представляет, пожалуй, наибольший интерес, с точки зрения развития правовой системы. В их числе Стратегия указывает такие направления, как: совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования; совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок; повышение эффективности исполнения судебных решений; разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения. 

Практическая реализация перечисленных направлений, с технической точки зрения, достаточно сложна. Так, в Российской Федерации по-прежнему недостаточно развита практика антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов, хотя в 2009-2010 гг. в этом направлении была проделана значительная работа2. Представляется, что именно эти меры, направленные на снижение коррупционных рисков как таковых могут оказаться наиболее действенными. 


А.В. Киреева – к.ю.н., зав. лабораторией экспертизы и разработки нормативно-правовых актов

  1 См. http://news.kremlin.ru/ref_notes/518.
  2 Так, были приняты: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», содержащее Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также Методику ее проведения. 

Среда, 14.04.2010