Ужесточение монетарной политики ФРС США вряд ли способно вызвать новую волну финансовой нестабильности

По итогам двухдневного заседания ФРС США 16 декабря принято долгожданное решение о повышении ключевой процентной ставки на 0,25 п.п. – до 0,25–0,5% годовых.

Поводом для этого послужили устойчивый рост занятости, потребительских расходов, оживление инвестиционной активности, а также дальнейшее улучшение ситуации в сфере жилищного строительства.

Напомним, что до исключительно низкого уровня в 0–0,25% годовых целевая ставка по федеральным фондам была снижена семь лет назад в декабре 2008 г. в разгар мирового финансово-экономического кризиса. По мере восстановления американской экономики ожидаемое изменение направленности денежно-кредитной политики ФРС США оказывало существенное влияние на динамику обменных курсов и цен на финансовые активы по всему миру. В этих условиях, стремясь ограничить избыточную волатильность на мировом финансовом рынке, в декабре 2012 г. ФРС США был объявлен количественный индикатор, определяющий направленность денежно-кредитной политики.

Предполагалось, что до тех пор, пока уровень безработицы в США не опустится ниже 6,5%, ФРС США будет проводить исключительно мягкую денежно-кредитную политику, сохраняя целевую ставку по федеральным фондам на нулевом уровне. И хотя впервые данный рубеж был пройден в апреле 2014 г., когда уровень безработицы снизился до 6,2% по сравнению с 6,6% месяцем ранее, было принято решение о сохранении низких процентных ставок и дальнейшем сокращении программ монетарного стимулирования.

Фактически ФРС США строго разделила во времени ужесточение денежно-кредитной политики за счет прекращения программ монетарного стимулирования и повышения ключевой процентной ставки. Решение о прекращении выкупа финансовых активов ФРС США было объявлено ровно год назад, в декабре 2014 г., позволив таким образом экономическим агентам адаптироваться к новым условиям. Необходимо понимать, что эффект денежно-кредитной политики ФРС США выходит далеко за пределы американской экономики. Во-первых, ФРС США является крупнейшим эмитентом резервной валюты. Во-вторых, США являются второй по величине мировой экономикой, уступив только в 2014 г. лидирующие позиции Китаю.

Ослаблению рисков, связанных с повышением ключевой процентной ставки, способствовали и регулярные словесные интервенции представителей ФРС США о готовности регулятора к повышению ключевой ставки при достижении баланса между долгосрочными целями, предусмотренными так называемым «двойным» мандатом по максимизации занятости и обеспечению ценовой стабильности, под которой понимается 2%-ный рост потребительских цен.

Как следствие, на наш взгляд, в ценах на финансовые и сырьевые активы в преддверии заседания ФРС уже в значительной степени было учтено повышение ключевой процентной ставки монетарными властями США на 0,25 п.п. Тем не менее, на наш взгляд, повышение ключевой процентной ставки ФРС США окажет определенное воздействие на состояние мировых финансовых рынков, поддержав укрепление американского доллара, а также, возможно, вызвав дальнейшее снижение цен на сырьевые товары.

Не могут не затронуть эти тенденции и российскую экономику. Наибольшие опасения с учетом структурных особенностей российской экономики связаны как с дальнейшим обесценением российского рубля, усиливающим инфляционные риски, так и снижением цен на нефть. Напомним, что за 2014 г. российский рубль по отношению к доллару США обесценился на 30% к декабрю 2013 г., а за 11 месяцев 2015 г. – на 14,8% в аналогичном исчислении. Существенно снизились и среднегодовые котировки индекса РТС (в 2014 г. – на 16,6%, а в 2015 г. – еще на 26,2%). В то же время в конце 2014 г. – начале 2015 г. российская экономика столкнулась с несколькими масштабными внешними шоками, совпадение которых в ближайшем будущем маловероятно. Это позволяет нам говорить о том, что ужесточение монетарной политики ФРС США вряд ли способно вызвать новую волну финансовой нестабильности в России.

Анна Киюцевская – научный сотрудник

Пятница, 18.12.2015