В условиях дефицитного бюджета востребованность госгарантий растет

На днях Совет Федерации одобрил закон об увеличении объема госгарантий в законе о бюджете на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. по кредитам и облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, на осуществление инвестиционных проектов – со 100 до 175 млрд руб. за счет неиспользованного объема в 2009 г. 

 

При этом обеспечение госгарантиями РФ теперь распространяется не только на возврат суммы кредита (выплаты номинальной стоимости облигаций), но и уплату процентов за пользование кредитом (дохода по облигациям в виде процентов). 


Более того, были несколько скорректированы приоритеты предоставления госгарантий РФ. В частности, расширены возможности использования госгарантий по заимствованиям ГК «РОСНАНО» как на инвестиционную, так и текущую деятельность, а также предусмотрены новые виды госгарантий РФ: для ГК «Российские автомобильные дороги» в объеме до 3 млрд руб., для ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» – до 46 млрд 280 млн руб., для ОАО «Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром"» - до 21 млрд 526 млн руб. 

В то же время поправками предусмотрено сокращение объема оказываемой гарантийной поддержки по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), и организациями, отобранными в порядке, установленном правительством РФ на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, с 75 млрд руб. и 225 млрд руб. до 47 млрд руб. и 108 млрд руб., соответственно.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов для стимулирования деятельности, преимущественно инвестиционной, в отдельных секторах экономики предоставление государственных гарантий является действенной альтернативой прямым бюджетным расходам. Востребованность этого инструмента государственной поддержки, с бюджетной точки зрения, объясняется наличием существенных преимуществ:

• отсутствие обязательных прямых бюджетных расходов (бюджет несет расходы только в случаях, когда основной должник оказался неплатежеспособен);
• возможность установления платы за предоставление государственной гарантии;
• возможность предъявления регрессного требования к должнику, в случае, если обязательство, защищенное гарантией, погашено за счет бюджетных средств;
• проверка платежеспособности должника независимым кредитором, заинтересованным в своевременном и полном возврате долга.

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики

Пятница, 30.04.2010