Внесены изменения в закон о приватизации

В июне вступают в силу изменения в Федеральный закон № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которые могут сделать приватизационные отношения более прозрачными и открытыми. 

 

Изменениями предусматривается 17 новелл в данный закон, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

  1. Возможность утверждения прогнозного плана приватизации на срок до 3 лет. В настоящее время такой план должен утверждаться ежегодно.
  2. Установление рыночного механизма определения цены приватизируемого имущества на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Из закона исключается понятие «нормативная цена», практическая потребность в применении которого при наличии начальной цены и «цены отсечения» отсутствует. Отмена положений о нормативной цене позволит устранить неэффективность приватизационных процессов, связанную с тем, что нормативная цена зачастую не отражала реальной стоимости приватизируемого имущества.
  3. Отмена неоправданных ограничений для осуществления приватизации федерального имущества способом его внесения в уставный капитал открытого акционерного общества. Это, в частности, позволит оперативно решать вопросы по созданию вертикально интегрированных структур, находящихся под контролем государства.
  4. Установление нового порядка продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. Приватизация будет осуществляться с использованием открытой формы подачи предложения о приобретении имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи, тогда как в настоящее время покупатели могут подать заявку в закрытой форме в течение определенных периодов времени снижения начальной цены. Открытая форма подачи предложения о приобретении имущества в течение одной процедуры проведения торгов обеспечит более прозрачную и оперативную продажу имущества.
  5. Создание правовых условий для использования электронных торгов при проведении приватизации государственного и муниципального имущества. Эта форма осуществления приватизации позволит повысить оперативность при продаже государственного и муниципального имущества, а также снизить коррупционную составляющую при приватизации.


Реализация этих предложений в совокупности должна обеспечить повышение экономической эффективности приватизации государственного и муниципального имущества путем повышения прозрачности, снижения коррупционности и обеспечения конкурентной среды при осуществлении приватизационных процедур. Кроме того, эти новеллы позволят обеспечить исполнение мероприятий, установленных Национальным планом по противодействию коррупции, которым предусмотрено использование инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов.

Разумеется, сами по себе эти новеллы не способны исключить злоупотребления из сферы приватизации. Обращает на себя внимание и исключение: изменения не распространяются на отношения, возникающие при приватизации федерального имущества в соответствии с решениями Правительства РФ, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики. Но в целом новеллы, привнося элементы рыночных механизмов в приватизационные отношения, оставляют значительно меньше простора для злоупотребления при их реализации по сравнению с прежней редакцией закона. 

Д.А. Казанцев – старший юрист-аналитик лаборатории экспертизы и разработки нормативно-правовых актов

Вторник, 08.06.2010