Введение налога с продаж крайне нежелательно

Тема введения в России налога с продаж (НСП), которая, казалось, наконец уходит в прошлое, снова актуальна: Правительство рассматривает возможность предоставить субъектам РФ право вводить у себя НСП по ставке до 3%.

 

Подробности пока неизвестны, в т.ч. не ясно, будут ли все розничные и оптовые продажи включаться в налоговую базу НСП или будут какие-либо изъятия. Целью введения НСП является пополнение региональных бюджетов. По оценкам Министра финансов РФ А. Силуанова, НСП принесет около 200 млрд руб. в год.


Исходя из прошлого опыта взимания НСП в России и существующих сложностей с финансовой обеспеченностью регионов можно предсказать, что все или почти все субъекты РФ пожелают ввести у себя новый налог. Очевидно, что следствием этого станет соответствующее повышение розничных цен, особенно в секторах рынка с низким уровнем конкуренции.


Поскольку объем продаж значительно разнится по регионам, поступления от НСП будут также большей частью приходиться на ограниченное число регионов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и некоторые другие), которые в большинстве своем и так являются донорами. Таким образом, целесообразность введения НСП вообще сомнительна. Разрыв в уровне финансовой обеспеченности регионов также увеличится.


На наш взгляд, введение НСП крайне нежелательно и по ряду других причин:

 

  • Государство на протяжении последних лет называет стабильность налоговой системы и стабильность налоговой нагрузки одними из главных своих целей в области экономической политики. Появление нового налога отрицательно скажется на деловой активности, «прозрачности» бизнеса, а также на международных рейтингах России (например, «Doing Business»).
  • В отличие от НДС, который распределяется по всей цепочке создания добавленной стоимости, бремя НСП ложится прежде всего на конечного потребителя.
  • Если налогоплательщик уклоняется от налогообложения, в случае с НДС налог все же будет уплачен в бюджет на остальных звеньях цепочки, а в случае НСП не поступит в бюджет вовсе. НСП не имеет, в отличие от НДС, встроенных механизмов противодействия уклонению от налогообложения.
  • Поступления НСП (в отличие от НДС с более широкой базой) значительно зависят от конъюнктурных колебаний оборота розничной торговли и, соответственно, нестабильны.
  • Не очевидно, что рост издержек на администрирование нового налога скомпенсируется приростом поступлений от него.


НДС по большинству параметров является более приемлемым налогом, чем НСП: он не только нейтрален к международной торговле, предпринимательским интересам, позволяет более эффективно осуществлять налогообложение услуг и т.п., но и обладает большей устойчивостью к злоупотреблениям при его уплате, так как имеет встроенные механизмы противодействия уклонению от налогообложения.


В мировой практике НДС значительно преобладает над НСП и наблюдается тенденция к отказу от НСП в пользу НДС. Как правило, по мере усиления позиций страны в международной торговле и улучшения институционального климата, включая качество налогового администрирования, происходит отказ от использования НСП в пользу более современного НДС.


Таким образом, вопрос пополнения региональных бюджетов, на наш взгляд, намного эффективнее было бы решить путем повышения ставки НДС и перераспределения части поступлений НДС в пользу субъектов РФ.


Светлана Шаталова – старший научный сотрудник

Среда, 02.07.2014