Маргарита Гвоздева: Закон по деофшоризации способен понизить конкурентоспособность российских компаний

24 ноября 2014 г. вышел в свет Федеральный закон №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Введение данного Закона является одним из этапов на пути деофшоризации российской экономики.

Закон №376-ФЗ направлен на стимулирование организаций и физических лиц декларировать и уплачивать налоги с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний. Законом вводятся понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо». Контролирующими лицами иностранных компаний будут признаны физические и юридические лица, доля участия которых в иностранной организации превышает 25% (в переходный период - 50%) или 10%, в случае, если совокупная доля владельцев, признанных резидентами РФ, составляет более 50%. Причем важно учитывать, что доля участия физического лица будет рассчитываться с учетом долей супруга/супруги и даже несовершеннолетних детей. Контролируемой иностранной организацией может быть призваны и структуры, образованные без регистрации юридического лица, а именно фонды, партнерства, трасты, товарищества. Однако некоммерческие организации не попадают в данный список, так как не распределяют прибыль. Ко всему прочему государство будет осуществлять мониторинг средств на счетах компаний на предмет их активности, тем самым планируется выявлять коррупционные схемы, которые работают с использованием «пассивных» денег.

За нарушение данных требований предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. Не предоставление сведений в налоговые органы влечет за собой штраф в размере 100 тыс. руб. за каждую компанию. Ко всему прочему правонарушитель попадает под статью уголовного кодекса об уклонении от налогов. Исключением будут являться только те компании, которые зарегистрированы в странах, с которыми у РФ имеются соглашения об избегании двойного налогообложения и налажен обмен информацией.

Реализация данных законодательных инициатив преследует, прежде всего, цель пополнить государственный бюджет, а не выявить всех скрывающихся от налогообложения организаций и физлиц и привлечь их к ответственности. По оценкам Министерства финансов, российский бюджет в ходе реализации политики деофшоризации может получить дополнительно десятки миллиардов рублей.

Однако Закон имеет ряд несоответствий. Например, по ФЗ-376 контролирующим лицом траста признается лицо, доля участия которого больше 50%, однако закон не предоставляет информацию, каким образом определить саму долю участия в трасте, так как в данной структуре отношения между участниками кардинально отличаются от отношений между акционерами в АО.

Также Закон имеет глобальную географию, то есть, под него могут попасть и компании, которые зарегистрированы в США или любой другой стране. Бизнес-сообщество на этапе обсуждения законопроекта, просило Минфин учитывать только те страны, которые являются офшорами, то есть включенные в черный список Минфина. Однако Министерство финансов отказалось от данного подхода. Любая компания, эффективная ставка которой ниже 75% эффективной российской ставки (чему соответствует 15%) попадает под действие Закона.

В целом российский закон №376-ФЗ по сравнению с международной практикой является наиболее жестким, это означает, что российские компании будут проигрывать иностранным организациям в той сфере, где у них есть зарубежные активы, так как законодательство зарубежных стран в части контролирующих организаций более мягкое.

Особенно губителен данный закон для венчурных компаний, которые все сделки проводят в офшорах ввиду отсутствия в России ключевых венчурных инструментов и неразвитости законодательства защиты собственности и интеллектуальных прав. Ко всему прочему многие компании работаю в офшорах не для уклонения от налогов, а для удобства и защиты собственных интересов.

В итоге получается, что политика деофшоризации, с одной стороны, стремится ограничить отток капитала, однако, с другой стороны, понижает конкурентоспособность добросовестных российских компаний на международном рынке.

Маргарита Гвоздева – научный сотрудник  

Понедельник, 01.12.2014