Зарплаты федеральных чиновников растут опережающими темпами

Средняя зарплата российских чиновников за год выросла на 18,3%. Об этом говорится в отчете Росстата. Среднемесячный заработок гражданских служащих в федеральных ведомствах составил почти 96,5 тыс. руб. Как и в прошлом году, в первой тройке рейтинга самых высоких зарплат — чиновники из администрации президента, Совета федерации и Госдумы.

Согласно данным Росстата, максимальные размеры зарплат за первые девять месяцев этого года зафиксированы в администрации президента: там гражданские служащие получали в среднем в месяц 216,411 тыс. руб., что на 13,8% больше, чем год назад. На втором месте — сотрудники аппарата правительства, чья средняя зарплата составила 200,434 тыс. руб. и за прошедший год увеличилась на 8,5%.

Среди сотрудников федеральных министерств, служб и агентств самая высокая зарплата была отмечена у сотрудников Федерального агентства специального строительства — она составила 122,137 тыс. руб. и за последний год увеличилась на 39,1%, у чиновников управления делами президента — 117,326 тыс. руб. (прирост составил 33,4%), и в МЧС — 114,597 тыс. руб. (прирост на 8,3%). Минимальные выплаты за рассматриваемый период получали чиновники Министерства по делам Северного Кавказа (38,435 тыс. руб.), Министерства по делам Крыма (40,553 тыс. руб.) и Федерального архивного агентства (53,227 тыс. руб.).

Таким образом, как следует из официальных данных, в прошлом году среднемесячная зарплата чиновников более чем в 3 раза превысила средний уровень номинальной зарплаты по России в целом – 32 тыс. руб.

Опубликованные Росстатом цифры по зарплатам чиновников не вызывают оптимизма по ряду причин. Как отмечалось нами ранее, столь масштабное повышение зарплат чиновникам с точки зрения экономической теории является контрпродуктивным (иными словами, тормозящим) по отношению к экономическому росту. Данную точку зрения, безусловно, можно оспорить. Приводят в аргумент тот факт, что работа чиновников, в совокупности с другими видами экономической деятельности, является одним из факторов экономического развития страны. А значит, такая работа должна получать адекватное вознаграждение.

Однако в связи с этим следует подчеркнуть, что стимулом для ускорения темпов роста экономики является эффективная деятельность различных ее элементов, а этого, увы, нельзя сказать, в частности, о деятельности чиновников в России. Как показывает анализ, административная реформа в России, полностью скопированная с опыта развитых стран, не принесла сколь-либо ощутимых результатов. Это не должно вызывать удивления, поскольку Россия отличается от стран ОЭСР и по уровню развития, и по менталитету, и внедрять у нас принципы, работающие в развитых странах, по нашему мнению, нецелесообразно.
 
Хотелось бы также отметить, что, по результатам обзора зарубежного опыта и статистики, даже в странах ОЭСР, давших старт административной реформе еще в 1980-х годах, основные ее принципы, направленные, в том числе, на децентрализацию, оптимизацию численности и повышение эффективности деятельности чиновников за счет введения системы оплаты их труда по результатам, не увенчались успехом. Это вызывает вопросы о целесообразности реализации административной реформы в том виде, в котором она проводилась в странах ОЭСР.

Нет никаких сомнений в том, что во главу угла административной реформы следует ставить непременно сокращение численности чиновников и оптимизацию расходов на госслужбу, в частности оплату труда госслужащих. Вместе с тем, рост зарплат в этом секторе, на наш взгляд, не вполне обоснован, в первую очередь, по причинам отсутствия каких-либо шагов в направлении корректировки и адаптации административной реформы, проводимой в развитых странах, к российским реалиям. Кроме того, в условиях общей стагнации российской экономики и при отсутствии перспектив ее оживления в обозримом будущем значительное повышение зарплат чиновников, не подкрепленное повышением эффективности их деятельности, только усугубляет пессимизм экспертного сообщества и населения относительно перспектив реализации конкретных мер по стимулированию экономического развития России.
 
Мария Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития, зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости


Екатерина Поспелова – старший научный сотрудник

Четверг, 27.11.2014