Завершена антикоррупционная экспертиза проекта федерального бюджета

22 сентября завершилась антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», выложенного неделей ранее на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru.


Разработчиками проекта федерального бюджета сокращено на 20% (до 12) по сравнению с прошлым годом количество коррупциогенных факторов в тексте законопроекта, связанных с определением компетенции по формуле «вправе» (в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96).


Однако отмеченное улучшение ситуации с формальным показателем не может компенсировать продолжающееся снижение прозрачности российского бюджета – доля закрытых расходов с 16,4% в текущем федеральном бюджете (в соответствии с федеральным законом № 201-ФЗ от 28.06.2014) возрастает в 2015 г. до 19,2%, в 2016 г. – до 22,4% и в 2017 г. – до 25,4%. Хотя это в среднем примерно на 2 п.п. ниже рубежей, намеченных год назад, но все равно не радует.


По-прежнему доля закрытых расходов в российском бюджете более чем на порядок превосходит аналогичный показатель государственных финансов в развитых странах при том, что сложившаяся у нас практика засекречивания расходов федерального бюджета прямо противоречит статье 5 федерального закона «О государственной тайне», допускающей секретность лишь для расходов бюджета «в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму».


В нашей стране вряд ли кто-то думает, что если закрытые расходы в основном связаны с государственным оборонным заказом (ГОЗ), то уж там точно ничего не пропадет. Мы, правда, теперь будем об этом немного хуже информированы после ликвидации Рособоронзаказа, но и недавно появившихся данных еще не ликвидированного Росфиннадзора о нарушениях в использовании средств федерального бюджета 2013 г. в Минобороны РФ на 964 млрд руб. и Счетной палаты о невыполненных обязательствах поставщиков перед тем же ведомством на 92 млрд руб. (это лишь по 6 контрактам из 90 не выполненных на 1 января 2014 г.) вполне достаточно, чтобы получить примерное представление о масштабах.


В связи с завершившейся антикоррупционной экспертизой следует обратить внимание и на то, что разработчикам бюджета уже седьмой год подряд не удается выполнить декларированную статьей 36 Бюджетного кодекса сопоставимость показателей – ни в тексте закона, ни в многочисленных приложений мы не видим данных фактического исполнения бюджета в прошлом году и ассигнований текущего год рядом с данными проекта на бюджетный год и плановый период. Судя по всему, в России низкая прозрачность бюджета не считается коррупциогенным фактором.

 

Василий Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики

Пятница, 26.09.2014