Значительный рост зарплат госслужащих без параллельной оптимизации их численности нецелесообразен

Трудности с наполнением бюджета не помешали Минфину предусмотреть повышение зарплат госслужащих – в 2,6 раза.
Согласно Основным направлениям бюджетной политики1, проект федерального бюджета на 2014–2016 гг. предусматривает 135 млрд руб. (45 млрд в год) на повышение зарплат федеральных государственных гражданских служащих. Данная мера, согласно требованию Президента РФ Владимира Путина2, направлена на повышение конкурентоспособности окладов госслужащих.

В первую очередь, хотелось бы подчеркнуть, что, согласно экономической теории, расходы на государственное управление представляют собой категорию госрасходов, оказывающих контрпродуктивное влияние на экономический рост3. Нами неоднократно подчеркивалось, что повышение конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке и достижение высоких темпов экономического роста, устойчивых в долгосрочной перспективе, должно основываться на повышении качества институтов, в том числе достижении эффективности государственных расходов. Вместе с тем, на наш взгляд, рост расходов на зарплаты чиновников, с учетом непростой ситуации в бюджетной сфере и угрозы рецессии экономики уже этой осенью, трудно назвать эффективной мерой, стимулирующей рост.

Нельзя не отметить, что само по себе повышение зарплат государственных служащих не является абсолютным злом, поскольку a priori направлено на повышение мотивации чиновников к более результативной работе. В то же время, как совершенно справедливо говорит первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, «повышение зарплат чиновникам после 2016 г. возможно только за счет оптимизации их численности, иначе нагрузка на бюджет увеличивается в несколько раз». При этом в ближайшее время никаких решений, направленных на повышение оптимизации численности госслужащих в России, не предусмотрено.

С учетом вышесказанного, по нашему мнению, столь значительный (в 2,6 раза) рост зарплат российских чиновников, не сопровождающийся мерами, направленными на оптимизацию численности госаппарата и рост эффективности его работы, может только затруднить исполнение расходных обязательств бюджета и, как следствие, усугубить и без того непростое положение российской экономики.

М.В. Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития


1 http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/06/ONNP_2013-06-05.pdf
2 Указ Президента Российской Федерации № 601 от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
3 Этот тезис находит подтверждение в таких работах, как Lucas (1988), Aschauer (1989); Barro (1990); Tanzi and Zee (1997), Barro (1991, 1996), Barro, Lee (1993), Barro, Sala-i-Martin (1994), Alesina, Ardagna, Perotti, Schiantarelli (1999), Devarajan, Swaroop, Zou (1997), Feldstein (1996), Rodrick (1998) и многих других.

Понедельник, 08.07.2013