Гайдаровский форум - 2014: второй день

Второй день Гайдаровского форума – 2014, посвященный теме «Ресурсы и инфраструктура устойчивого развития», начался с пленарной дискуссии «Будущая индустриальная структура».
Ее модератором выступил Председатель Правления ОАО «РОСНАНО» Анатолий Чубайс. В дискуссии приняли участие Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли РФ; Алексей Пономарев, Вице-президент Сколковского института науки и технологий; Эско Ахо, Председатель Совета директоров East Office of Finnish Industries, Премьер-министр Финляндии (1991–1995 гг.); Игорь Агамирзян, Генеральный директор ОАО «РВК»; Сергей Недорослев, Председатель Совета директоров компании «Каскол»; Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Как отметили участники форума, в течение последнего десятилетия промышленность получила широкий круг новых технологий, способных осуществлять быстрое проектирование и изготовление сложных по своей структуре изделий. При этом современное производство должно быть готово к переходу на быстро меняющиеся условия рынка, что, по мнению участников дискуссии, требует гибкости и технологического процесса и менеджмента.

Д. Мантуров заявил, что на данный момент одним из перспективных направления развития являются индустриальные парки. За счет такой организации высокотехнологичного бизнеса страны с несырьевой экономикой привлекают в свои производства существенные инвестиции. При этом он особо подчеркнул, что это направление технологического развития было создано «снизу», самим бизнесом. В работе индустриальных парков, согласно словам министра, занят преимущественно средний бизнес, являющийся «основным драйвером экономики». В связи с этим в текущем году будет принята специальная подпрограмма поддержки индустриальных парков, предусматривающая налоговые преференции для только что созданных компаний. Министр также отметил, что на данный момент в России ведут свою деятельность 36 индустриальных парков. Планируется открытие еще 80 в ближайшее время и 300 технопарков в течение следующих пяти лет.

По словам А. Пономарева, на данный момент новые индустриальные технологии (НИТ) также активно обсуждаются, как и нанотехнологии около 10 лет назад. Он считает, что современные возможности проектирования и изготовления материальных объектов делают возможным изготовление уникальных персонифицированных вещей не в массовом, а в единичном производстве. Такие технологии, по его мнению, могут быть использованы и в промышленности, и в быту, и в науке.

    

В ответ на точку зрения А. Пономарева А. Чубайс высказал неуверенности в том, что технологии единичного производства смогут вытеснить с рынка технологии производства массового. На это А. Пономарев ответил, что в условиях современного технологического развития необходимо делать ставку на гибкость производства и возможность его перенастройки в связи с изменениями потребительского спроса.


Эско Ахо рассказал о международном опыте в области развития новых промышленных (цифровых) технологий, в том числе на примере компании Nokia Финляндии. При этом он особо отметил, что, по прогнозам, в результате внедрения новых технологий через 10–20 лет Финляндия потеряет до 50% рабочих мест.

И. Агамирзян в заключении своего выступления, посвященного содержанию новых технологий, заявил, что происходящая новая технологическая революция ликвидирует огромное количество массовых профессий, приведет к усугублению социально-экономической дифференциации общества и, в результате, будет иметь глубокие социально-экономические последствия.

По замечанию С. Недорослева, в настоящее время все инновации происходят на малых предприятиях.
 
Б. Титов, говоря об особенностях защиты прав предпринимателей в промышленности в целом, отметил, что создание рабочих мест в этой сфере является приоритетным. Он также отметил, что для развития новых производств необходимо стимулировать приток инвестиций (в том числе путем введения налогового зачета на часть инвестиционных затрат, специального НДС и др.), а также проводить четкую кластерную политику.

Как подчеркнул А. Чубайс, подводя итоги дискуссии, «промышленная политика реабилитирована, и нужно ею заниматься».

Пленарную дискуссию «Doing business in Russia 2.0» провели Председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин и Председатель Совета директоров ФК «Открытие» Рубен Аганбегян. В ней приняли участие: Аугусто Лопес-Кларос, Директор Департамента глобальных индикаторов и аналитики Всемирного Банка; Сергей Беляков, Заместитель министра экономического развития РФ; Станислав Воскресенский, Заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе; Зоран Вучинич, Президент Coca-cola в России, Украине, Белоруссии; Алексей Комиссаров, Министр Правительства Москвы, Директор Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы; Анатолий Артамонов, Губернатор Калужской области; Лев Кузнецов, Губернатор Красноярского края; Рустам Минниханов, Президент Республики Татарстан, Председатель Совета Ассоциации инновационных регионов России; Сергей Морозов, Губернатор Ульяновской области; Алексей Оверчук, Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы.

Участники заседания обсудили значение рейтинга Doing Business для российской экономики, влияние рейтинга на улучшение инвестиционного климата, объективность методологии формирования рейтинга и оценки Всемирным банком разных стран.

По мнению С. Нарышкина, России отведена весьма скромная позиция в рейтинге Всемирного банка, если принимать во внимание потенциал экономики и объем ВВП страны. Он напомнил, что в «майском указе» президента Владимира Путина о долгосрочной экономической политике рейтинг Всемирного банка был обозначен как один из показателей изменения экономического развития России и отмечено, что к 2015 г. РФ должна занять 50-ю строчку в рейтинге, а к 2018 г. – 20-ю. «За два последних года Россия продвинулась на 28 позиций вперед и занимает, должен подчеркнуть, очень скромную 92-ю строчку по отношению к экономическому потенциалу России, к объему ВВП, который производит российская экономика», – сказал Нарышкин. «Но мы видим тенденцию. Если власть и общество объединяются, ставят перед собой правильную цель, то эта цель вполне достижима», – отметил он.

Аугусто Лопес-Карлос ответил на вопрос С. Нарышкина о том, что должна сделать Россия, чтобы подняться в рейтинге, и планируется ли вносить какие-то изменения в методику оценки. Он в первую очередь отметил, что любые рейтинги относительны, в том числе и рейтинг Doing Business. Позиция в нем зависит не только от самой страны, но и от развития остальных стран, однако в абсолютных показателях Россия, по словам представителя Всемирного Банка, значительно продвинулась за последние годы и занимает третье место по темпам положительных изменений. Для дальнейшего улучшения условий ведения бизнеса в России Аугусто Лопес-Карлос предложил руководству страны улучшать вопросы регулирования бизнеса, дифференцируя требования, предъявляемым к компаниям, в зависимости от масштабов и типа бизнеса, а  также задуматься о совершенствовании системы налогообложения. Что касается модернизации методики формирования рейтинга, то, по словам представителя Всемирного Банка, составителям рейтинга следует расширить покрытие крупных стран, чтобы показатели отражали ситуацию не только в одном-двух крупнейших городах, но и в регионах. Также в рейтинге в будущем планируется обращать внимание не только на «голые» цифры, но и более тщательно учитывать качественные показатели.



С. Беляков
сообщил, что Правительство России выбрало рейтинг Doing Business в качестве одного из основных ориентиров в оценке развития предпринимательской среды, поскольку он оценивает не только формальные нормы взаимодействия власти и бизнеса, но и их фактическое исполнение. По его словам, благодаря ориентации на рейтинг, в своей законотворческой деятельности Минэкономразвития РФ теперь оценивает последствия каждого законопроекта для бизнеса, просчитывает необходимые компенсационные меры, чтобы среда для ведения бизнеса не ухудшалась.

Зоран Вучинич подчеркнул важность рейтинга Doing Business как стимула к развитию и конкуренции стран и регионов. В то же время он заметил, что рейтинги – дело хорошее, но не нужно становиться их рабами, и главным условием для инвестора, желающего прийти в страну, является не рейтинг, а наличие возможностей.

Р. Минниханов в ходе дискуссии рассказал об опыте республики по повышению привлекательности региона для бизнеса. «У всех регионов достаточно недостатков, нам есть, что менять. Но мы стараемся меняться», – заявил он.

С. Воскресенский рассказал о том, что делается для повышения рейтинга в СЗАО, в том числе в Калининградской области, А. Комиссаров – в Москве, Л. Кузнецов – в Красноярском крае, С. Морозов – Ульяновской области.

В пленарной дискуссии «Устойчивое развитие энергетики: как сделать желаемое доступным?», модератором которой выступил Михаил Ковальчук, Директор НИЦ «Курчатовский институт», участие приняли: Александр Новак, Министр энергетики РФ; Валерий Голубев, Заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром»; Андрей Гайдамака, Вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ»; Лоранс Тюбьяна, Председатель Совета директоров Агентства национального развития Франции; Анатолий Чубайс, Председатель Правления ОАО «РОСНАНО»; Кристофер Рюль, Главный экономист, Вице-президент ВР.

Богатство российских недр делает вопрос о создании инновационной экономики неактуальным, считает М. Ковальчук. «Мы от бога богаты, сказочно богаты, мы обладаем самыми крупными природными ресурсами, я имею в виду питьевую воду, лес, посевные площади плюс полезные ископаемые. Но чтобы все это использовать, надо иметь развитые высокие технологии». Тем не менее, создание инновационной экономики за пределами сырьевых отраслей он считает не только невозможным, но и ненужным стране. «В отличие от любой развитой страны, которая не имеет ресурсов и идет по пути инновационной экономики, мы никогда не будем иметь такого типа экономику. Она нам просто не нужна, поскольку мы очень богаты», – заявил директор Курчатовского института. В ряде несырьевых отраслей, отметил он, Россия все же занимает ведущие позиции. «В высокотехнологичных областях, таких как ядерная, космическая, мы являемся одними из лидеров. По этим отраслям мы являемся с очевидностью высокотехнологичной державой».

Согласно заявлению А. Чубайса, развитие солнечной и ветровой энергетики в ближайшее десятилетие станет важным фактором влияния на энергетическом рынке. По его мнению, те страны, которые активно развивают альтернативную энергетику, в недалеком будущем получат контроль над мировым рынком и другие бонусы для своей экономики. Уже сейчас, отметил он, возобновляемые источники энергии, несмотря на свою экономическую нерентабельность, занимают 8% мирового рынка. «Это феерическая цифра», – считает А. Чубайс, и к 2050 г. она возрастет до 40%. Таким образом, в выигрыше окажутся те, кто уже сейчас дотирует добычу электроэнергии из ветра или солнца, как это делают европейские страны.
К тому же развитие возобновляемых источников приносит выгоду не только энергетике. «За 15 лет формирования этих видов генерации за ними выросли: машиностроение по производству оборудования для солнечной энергетики, машиностроение для производства оборудования для ветряной энергетики, за тем и за другим выросла своя инженерная база, и то, и другое получила источники финансирования своя наука». В России практически нет научной базы для развития альтернативных источников энергии, тем не менее, у страны еще есть шанс «вскочить в последний вагон уходящего поезда», если принятый в мае прошлого года пакет документов по развитию ветровой и солнечной энергетики будет воплощен в жизнь. Планы Минэнерго России к 2020 г. достичь выработки электричества из солнечной энергии до 1,5 МВт, ветровой – 3,6 МВт А. Чубайс считает вполне реализуемыми.

Ввиду распространения альтернативной генерации и развития технологий в ближайшее десятилетие человечество достигнет «сетевого паритета», в результате которого в электрических сетях 1 КВт энергии из традиционных источников сравняется по стоимости с 1 КВт, добытым из альтернативных. По прогнозам главы РОСНАНО, это может произойти через 5–7 лет. России же, несмотря на обилие традиционных источников энергии, следует активнее заниматься развитием альтернативной генерации, чтобы не потерять свое место на энергетическом рынке, а также для решения специфических проблем, например, обеспечения электроэнергией изолированных территорий, строительство сетей в которых невозможно или нерентабельно. Сейчас эта проблема решается за счет дорогостоящих и физически устаревших дизельных электростанций.

Как отметил М. Ковальчук, уникальные природные условия дают России возможность развивать не только ветровую и солнечную энергию, но и другие типы – приливную, геотермальную и все остальные в зависимости от возможностей и потребностей каждого региона.

Цена на «голубое топливо» должна формироваться исходя из рыночных факторов, без влияния политики, заявил В. Голубев. «Надо таким образом поставить отношения между производителями, потребителями, другими участниками рынка, институтами и структурами, чтобы сформировать рынок, который бы был бы свободен от политики, деполитизировать его, сделать абсолютно недискриминационным, сделать его прозрачным и объективным». Одновременно В. Голубев упрекнул европейских партнеров «Газпрома» в нерыночных подходах к формированию своих энергетических пакетов для создания односторонних преимуществ для европейских потребителей. «Это абсолютно не рыночная мера – создать препятствия для России как для производителя и экспортера и преимущества для своих государств. Мы с этим не можем согласиться, так как без тех запасов, которые расположены на территории Российской Федерации, и Европа не сможет чувствовать себя в надежной энергобезопасности», подчеркнул отметил зампред «Газпрома».

В. Голубев также считает, что газовая отрасль может быть стабильна только при условии долгосрочного ценообразования. В этой связи он высказался против попыток перевести рынок на спотовые цены и привязать их к стоимости сланцевого газа в США, поскольку эти цены являются спекулятивными и могут резко меняться под воздействием внешних факторов.

Четверг, 16.01.2014