Гайдаровский форум–2018: второй день

Утро второго дня работы Гайдаровского форума–2018 началось с нескольких панельных дискуссий.

Так, состоялась экспертная дискуссия на тему «Налоговая система России: образ будущего». Модератор – ректор РАНХиГС Владимир Мау.

В 2018 г. налоговой системе России исполняется 20 лет. Ее начинали создавать, когда в стране не было ни налогового законодательства, ни налоговых органов, ни налогоплательщиков. Пройден огромный путь и накоплен уникальный опыт создания налоговой системы с нуля в кратчайшие сроки. Многое достигнуто, но есть множество допущенных ошибок и проблем. Предстоит определить направление дальнейшего развития.

В ходе дискуссии были обсуждены следующие вопросы: новые технологии и налоговая политика; глобализация и конкуренция юрисдикций; интеграция механизмов администрирования и регулирования различных фискальных платежей; оптимальный баланс между эффективностью для бизнеса и эффективностью для бюджетов для федеральной налоговой системы; судебная практика и налоговая политика.

Ключевой доклад представил председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

А. Макаров в своем выступлении озвучил несколько основополагающих тезисов, в том числе: 1) законодательство сегодня является тормозом развития налоговой системы; 2) Налоговый кодекс перестал быть законом прямого действия; 3) тем, что принимается большое число подзаконных актов, НК переписывается; 4) необходимо сделать выбор: переписывать НК или менять налоговую систему; 5) сегодняшняя наша налоговая система неконкурентоспособна, поскольку растет налоговая нагрузка; 6) необходимо разделить налоговые и неналоговые платежи; 7) получение дополнительных средств не за счет роста налоговой нагрузки, а за счет роста экономики; 8) для получения дополнительных поступлений от налогов использовать более эффективное расходование уже имеющихся средств, возможности администрирования, а также приоритетное направление средств; 9) нельзя повышать НДС и вообще косвенное налогообложение, необходим налог на потребление; 10) ни пенсионное, ни медицинское страхование не имеют страховой природы, это чисто налоговая нагрузка, сегодня бремя выплат по ним несут высокотехнологичные компании.

В обсуждении приняли участие председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.

Глава минфина подтвердил, что в ближайшей перспективе не предполагается увеличивать налоговую нагрузку. Приоритетом, по его словам, является сокращение теневого сектора, именно оттуда нужно брать дополнительные средства для финансирования расходов.

По мнению А. Силуанова, необходимо изменить структуру налоговой системы для улучшения ее конкурентоспособности, перенастроить налоговую систему так, чтобы она отвечала главной задаче – росту экономики, принять меры к обелению налоговой системы, к повышению ее технологичности, чтобы была возможность прослеживать движение товара от таможни до кассы.

Министр финансов также ответил на вопрос модератора об объявленной налоговой амнистии. По его словам, результаты амнистии капитала, завершившейся в России в 2016 г., оказались не слишком впечатляющими – налогоплательщики подали всего 7,2 тыс. деклараций, но Минфин рассчитывает, что объявленная президентом РФ новая амнистия в 2018 г. будет более успешной, поскольку сейчас в России есть все условия для возврата капитала.

«Конечно, мы, может быть, рассчитывали на большее. Но вопрос – в доверии: а вдруг информация о зарегистрированных компаниях, о счетах попадет в СМИ, нас начнет кошмарить правоохранительная система, и так далее», – пояснил он.

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова остановилась на озвученном ею накануне предложении об объединении социальных фондов. При этом она подчеркнула необходимость очень осторожного подхода к социальным фондам и социальным выплатам.

В качестве экспертов в дискуссии приняли участие: президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, президент «Деловой России», председатель Совета директоров Группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин, врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский, губернатор Рязанской области Николай Любимов, губернатор Пермского края Максим Решетников, руководитель Департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ, общественный омбудсмен по налогам при уполномоченном по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации Михаил Орлов.

Основной темой панельной дискуссии «Бизнес и государство: модели партнерства в цифровую эпоху» стали цифровые технологии. Как отметил модератор дискуссии, первый заместитель руководителя аппарата правительства РФ Максим Акимов, технологии стали основой для глубокой трансформации всех сторон жизни общества: экономической системы, государственной политики и социальных отношений.

Дискуссию открыл  вице-президент по глобальным инновациям Cisco Гай Дидрих, затронувший новые тренды  цифровых технологий, которые изменят будущее. Однако, по его мнению, с внедрением цифровых технологий самой актуальной проблемой становится кибербезопасность.

Президент, председатель Правления Сбербанка  Герман Греф отметил, что бессмысленно отслеживать все изменения в цифровых технологиях, поскольку мы за ними не успеваем. Поэтому на повестку дня выступает вопрос определения приоритетов для бизнеса: какие тренды могут быть применимы в той или иной сфере и какие технологии действительно изменят будущее. По его словам, менеджеры компаний, управленцы на фоне быстроизменяющихся технологий находятся в состоянии паранойи, поскольку они боятся не успеть и оказаться среди отстающих. Поэтому менеджеры должны быть, с одной стороны, открыты новому миру и быть в курсе технологических изменений, а с другой стороны, они должны понимать ответственность за правильное определение приоритетов.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин рассказал о технологиях, которые изменят жизнь страны. По его мнению, такими технологиями станут удаленная идентификация, автоматизация искусственного интеллекта и платформенные решения. Так, удаленная идентификация способна исключить большое количество посредников между потребителем и поставщиком услуг, что будет актуально в банковской сфере и в госуправлении. Сократить разрыв между производителем и потребителем призваны также платформенные решения, которые применяются в электронной торговле, логистике, медицине, образовании. Он предположил, что серьезным фактором повышения качества предоставления медицинских услуг в регионах может стать использование телемедицины.

В своем выступлении первый заместитель председателя Центрального банка РФ  Ольга Скоробогатова коснулась проблемы безопасности и роли Центрального Банка в процессе цифровизации банковского сектора. Она отметила, что по мере развития технологии большинство банковских услуг предоставляется дистанционно. «Роль регулятора – содействовать на уровне безопасности и защиты прав граждан дистанционного оказания финансовых услуг. Банк России видит свою роль в содействии и выявлении зон риска, понимании модели построения конкурентного рынка в новых условиях», – отметила Ольга Скоробогатова.

Модераторами утренней экспертной дискуссии «Трианонский диалог: российско-французское сотрудничество в сфере образования» выступили Научный руководитель Института Гайдара, ректор ВАВТ Минэкономразвития РФ Сергей Синельников-Мурылев и президент Университета Ниццы София-Антиполис Эмануэль Трик.

Российско-французское сотрудничество в области образования и науки характеризуется большим числом совместных образовательных программ, студенческих и академических обменов, совместных научных проектов. В обеих странах реализуются многоэтапные проекты укрепления позиций университетов в международном образовательном пространстве, в том числе проекты, направленные на развитие экспорта образования. Перспективным форматом международного образовательного сотрудничества стали сетевые проекты, примером чему является основанный в 2016 году Российско-Французский университет. Инициатива президентов России и Франции на встрече 29 мая 2017 г. положила начало новому этапу развития взаимодействия двух стран в форме Форума гражданских обществ «Трианонский диалог». Образование и наука станут одними из ключевых элементов этого формата, благодаря чему появится импульс для развития новых проектов.

Участникам дискуссии было предложено обсудить стратегию укрепления позиций российских и французских вузов в международном образовательном пространстве; роль университетов во взаимодействии гражданских обществ России и Франции; новые форматы сотрудничества в условиях глобализации образования: сетевые проекты в высшем образовании; опыт российско-французского сотрудничества в области образования и науки; Российско-Французский университет как инструмент подготовки кадров для французских компаний в России. На встрече также был представлен аналитический доклад «Россия и Франция в мировом образовательном пространстве».

Дискуссию открыла первый заместитель Министра образования и науки РФ Валентина Переверзева, сказав, что нам интересен опыт Франции в области обучения, более того, у России наибольшее число учебных программ как раз с Францией – заключено более 200 межвузовских соглашений.

Тему продолжил Оливье Гийом, советник по культуре и сотрудничеству Посольства Франции в России. Он отметил, что есть перспективы сотрудничества, но в то же время есть и три больших вызова. Первый – это рост числа студентов во Франции – примерно на 4% в год. Поэтому отбор международных студентов становится сложнее. Второй – это большое число (150 тыс. в год) иностранных студентов во Франции. А значит, надо решать проблемы языкового барьера и выдачи двойных дипломов. Третий вызов – это как лучше сочетать учебу и исследования. В наших странах они были разделены, и надо объединять учреждения, которые могли бы сочетать эту работу. Надо привлекать лучших докторантов. В заключении г-н Гийом предложил, чтобы темой следующего года стал «Университет будущего».

Паскаль Коши, атташе по академическому сотрудничеству Посольства Франции в России, рассказал о состоянии сотрудничества в сфере образования. Он отметил, что важной темой является интернационализация, включая обучение и исследовательскую работу в университетах. Вторая важная тема – это мобильность. Наши страны имеют большой опыт по приему иностранных студентов. Еще в СССР приезжали студенты из-за рубежа, а во Франции во времена колониальной империи учились иностранные студенты.

По его убеждению, важен язык обучения, и пока нет ответа на вопрос, нужно ли вести его на языке страны или использовать английский. Есть вопросы и в части совместимости учебных курсов, а также финансирования. Когда число приезжающих студентов измеряется тысячами, финансовый вопрос становится весьма актуальным.

Возможные решения лежат в области разработки специальных программ для иностранцев, считает г-н Коши. Но здесь опять возникает вопрос о языке преподавания, и потому – нужно ли дополнительно обучать языку.

Участие в рейтингах заставляет задумываться о том, что надо делать. Это международная конкуренция. И Россия тоже стоит перед лицом этих вызовов, например, каким должен быть размер университетов. Во Франции идет слияние университетов. Надо сотрудничать не импровизированно, а чтобы образовательные учреждения продумали, каким образом наладить межуниверситетское сотрудничество, подытожил атташе.

Президент Университета Ниццы София-Антиполис Эммануэль Трик продолжил тему изменений в университетах. Он сказал, что Франция сейчас переживает революцию в образовании, по аналогии с тем, как это было в 1968 г. Один из элементов трансформации – новая методика установления международных связей; при этом сотрудничество будет усиливаться.

Как отметил г-н Трик, во Франции продолжается объединение 95 университетов, из них формируются кластеры. Предполагается, что им проще будет привлекать ресурсы и развивать международное сотрудничество. Кроме того, Научно-исследовательские университеты должны быть привязаны к территориальному развитию.

Специальный доклад сделал на сессии Игорь Барциц, директор ИГСУ РАНХиГС. Он рассказал, что Россия получает менее 1% прибыли, которую дает мировой рынок образования. Наше положение в рейтингах также не очень высокое. При этом есть много общего между образовательными системами России и Франции, но большинство совместных программ реализуются на уровне магистратуры. Пока в наших странах разная продолжительность программ обучения, разные учебные планы, мало студентов на совместных программах (до 10 человек на группу). Исторически российские университеты находились в стороне от международной кооперации. Однако теперь мы надеемся на равноправное сотрудничество с ведущими мировыми университетами.

Директор международного департамента Министерства образования и науки РФ Игорь Ганьшин подчеркнул, что сотрудничество с Францией всегда было важным для нашей страны. Ключевое слово – это «диалог», причем помимо различных министерств есть еще гражданское общество. Некоторой сложностью для сотрудничества является незнание языков (русского и французского), и для их изучения требуется больше времени, чем для изучения английского.

Министерство работает в разных направлениях, и одно из них – снятие административных барьеров, в том числе для работы студентов. Помимо этого, надо менять нормативную базу в части положений о международных секциях русского языка, считает И. Ганьшин. Им уже более 10 лет. Одновременно во Франции разворачивается продвижение русского языка.

Андрей Байков, проректор МГИМО, рассказал об опыте своего университета. Они с 1991 года сотрудничают с университетом Science Po, многое переняли из французского опыта, включая преподаваемые дисциплины и обучение магистрантов.

Ведущий научный сотрудник Института Гайдара Ирина Дежина рассказала о состоянии российско-французского научного сотрудничества по данным своего недавнего исследования. Было проведено 39 интервью с российскими и французскими учеными, работающими в разных областях науки. Основные вопросы касались того, как начинается сотрудничество и почему оно прекращается, в чем состоят ключевые проблемы и факторы устойчивости связей. При формировании контактов ключевая роль принадлежит конференциям и публикациям, благодаря которым ученые узнают об исследованиях друг друга. Проблемы имеют в основной финансовый и логистический характер. Французская сторона также отмечала прессинг публикаций, под которым находятся российские ученые. Это мешает плановому развитию исследований. Наконец, устойчивость партнерств связана в основном с двумя факторами – размерами и продолжительностью финансирования (пока они несущественные) и степенью знания языка. Не во всех областях науки возможно общение на английском языке, а для сохранения связей владение языком партнера имеет существенное социально-культурное значение.

Дмитрий Гришанков, гименальный директор Ассоциации представителей рейтингов, рассказал о составленном ими московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета», в котором МГУ оказался намного выше, чем в более известных международных рейтингах. При расчетах они не учитывали репутационные показатели, полагаясь только на количественные данные и учитывая национальную специфику (например, число победителей школьных олимпиад и т.п.).

Далее слово взял Владислав Гриб, завкафедрой гражданского общества МГИМО. Он подчеркнул важную роль научных общественных объединений как элементов гражданского общества. Заместитель генерального директора NEOMA Business School Селин Давен акцентировала внимание на деятельности французского бизнеса в сфере образования. В частности, она рассказала, что ее организация может выступать в качестве образовательного консорциума, изучать, в чем нуждаются российские и французские предприятия.

В ходе дальнейшей дискуссии французской стороной были отмечены возрастающие сложности приезда представителей бизнеса в Россию, что связано как с визовым режимом, так и возможностью нахождения в России партнеров, а также трудностью ведения бизнеса в ряде российских регионов, сложностью организации стажировок на российских предприятиях. Тем не менее, вывод был оптимистичным: бизнес-сотрудничество должно развиваться.

Сессию подытожил Александр Радыгин, сказав, что состоялся полезный обмен мнениями, идентифицированы препятствия, их надо учитывать и совместными усилиями преодолевать. При этом безусловно позитивный аспект состоит в том, что форматы двустороннего сотрудничества постоянно расширяются.

В рамках открытого диалога «Современные вызовы государственного управления» обсуждались глобальные вызовы, формирующие новые требования к государственному управлению. Открывая дискуссию, ректор РАНХиГС Владимир Мау отметил, что современные технологии заставляют конкурировать страны не по близости к ресурсам, а по развитию систем госуправления, которые должны быть более комфортными для бизнеса и граждан. По его мнению, роль государства в будущем будет сводиться к обеспечению стабильности и предсказуемости этой системы.

В своем выступлении президент, председатель Правления Сбербанка Герман Греф перечислил задачи государственного управления в цифровую эпоху. По его мнению, фундаментальной задачей является придание государственной модели гибкости и внедрение цифровых технологий, разработанных в бизнесе и для безнеса, в систему госуправления. «Нужно использовать лучшие практики, которые есть в мире и в бизнесе. Лучшие практики рождаются к конкурентной среде – только в бизнесе. Поэтому необходимо адаптировать эти практики в систему госуправления для повышения гибкости», – отметил Греф.

По его мнению, объединяющим всю реформу госуправления элементом может стать платформа. «Когда говорим о бизнесе, употребляем часто слово платформа или платформенные решения, под которыми мы подразумеваем агрегаты, огромные компетенции, фабрики по обработке данных», – объяснил Греф. 

«Большие данные и искусственный интеллект помогают делать принятие решений более точными. Успех  в управлении, бизнесе – это количество правильно принятых решений. Точность решений зависит от наличия или отсутствия информации, которая извлекается из данных. Необходимо избегать принятия решений в условиях неопределенности и отсутствия информации», – продолжил Греф. Он отметил, что элементарные решения – выдача паспорта, документов, пенсионных удостоверений – должны приниматься без участия человека, а посредством заданного алгоритма.

 «Задача перед государством – не пытаться воспроизводить «вчерашний день», пусть даже и лучший опыт, а двигаться вперед и пытаться жить будущим. Государство меняет свой облик, оно становится удобным и незаметным для граждан. Государство должно создать корректную обработку данных.  В будущем государство станет более сервисным», – продолжил Греф.

Беседу продолжила вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Институты и общество» Мария Шклярук, презентовавшая предложение ЦСР в области реформы госуправления. Она отметила, что основной проблемой  реформ госуправления, начатых еще в 2004 г.,  была последовательность при отсутствии стратегических приоритетов. «В одной сфере мы что-то меняли, но при этом не были произведены необходимые изменения в государственном управлении, не было эффективной работы над стратегическими приоритетами, а в какой-то степени не было и самих стратегических приоритетов», – отметила Шклярук.

По ее мнению, основным барьером для развития бизнеса и экономики в целом по-прежнему остается жесткая регуляторная среда. «С 2004 г. много говорится об улучшении  условий ведения бизнеса, регуляторной среды. Но по индексам, отражающим комфортность регуляторной среды для бизнеса (EFW 5C, WGI RQ), у России стабильно низкие показатели. Это говорит о том, что бизнес по-прежнему сталкивается с огромным количеством административных барьеров», – объяснила Шклярук.

Также М. Шклярук обозначила цели и направления реформы госуправления. Так, целью реформы госуправления должна стать ориентация на результат для  граждан и бизнеса. Причем в культурном, ценностном и практическом контексте. Она отметила, что многие решения носят имитационный характер – они принимаются, но на практике не реализуются.  

Мария Шклярук обозначила 4 ключевых направления реформы госуправления:

  1. Стратегическое управление: реализация стратегии через построение системы регуляторного менеджмента.
  2. Цифровое государство (государство как платформа).
  3. Современное управление кадрами: внедрение полного цикла управления персоналом.
  4. Комфортная регуляторная среда: дерегулирование, сокращение функций, современная регуляторная политика.

В целом, реформа госуправления должна стать инструментом проведения последующих ключевых реформ.

Также М. Шклярук затронула тему государства как платформа, поднятую ранее Германом Грефом. «Электронные платформы могут стать эффективным инструментом развития обратной связи. Мы считаем, что до 50% государственных услуг должны предоставляться мгновенно. Это системно повлияет на процесс принятия решения в государстве», – подчеркнула эксперт.

Дневная панельная дискуссия была посвящена теме «Устойчивость экономического роста в России и мире». Модератором выступил ректор Всероссийской академии внешней торговли, Научный руководитель Института Гайдара Сергей Синельников-Мурылев.

В 2017 г. российская экономика вернулась к положительным темпам роста реального ВВП после двух лет спада. Рост мировой экономики в завершившемся году оценивается в 3,6–3,7%, что уже близко к уровням мирового роста в благополучные нулевые годы XXI века. В частности, положительные темпы роста отмечены практически во всех странах Евросоюза и в Японии. Вместе с тем трудно с полным основанием утверждать, что последствия кризиса 2008–2009 гг. преодолены в глобальном масштабе, а применительно к России – что она вышла на новую траекторию устойчивого роста и угроза новой рецессии, причем даже в краткосрочной перспективе 2018–2019 гг., миновала.

Участники заседания обсудили следующие вопросы: каковы факторы восстановления экономического роста в 2017 г. и необходимые условия роста в 2018–2019 гг.; состоялся ли переход на новую модель роста; трансформация глобальных рисков как угроза роста экономики России; можно ли говорить об «отвязке» российской экономики от динамики цен на нефть; насколько устойчиво новое бюджетное правило; новый взгляд на бюджетный маневр – переход от задачи восстановления роста к его устойчивой траектории; изменился ли инвестиционный климат в России; можно ли говорить о начале новой волны роста в мировой экономике.

В дискуссии приняли участие: председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин, министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, главный исполнительный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева, председатель совета директоров группы компаний «Ренова», президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, председатель Центра стратегических разработок, ведущий научный сотрудник Института Гайдара Павел Кадочников.

  

Как сообщила Эльвира Набиуллина, Банк России ожидал завершения к концу 2017 г. послекризисного восстановления экономики РФ, что, по сути, и произошло. «Мы ожидали, что к концу 2017 г. завершится период, в некотором смысле, восстановления после кризисного падения. По сути, это произошло», – сказала Набиуллина. Так, РФ в 2017 г. вышла на темпы роста ВВП «приблизительно в тех объемах и на тех уровнях, которых ожидал Центральный банк».

«Это потенциальные темпы роста при нынешней структуре экономики. В некотором смысле, мы сейчас в поворотной точке. Сейчас вопрос о том, как и на чем мы будем дальше расти. Макроэкономическая стабильность дала возможность экономике несильно упасть, но вызовы для нас – будущие темпы экономического роста», – подчеркнула Набиуллина.

Она также напомнила, что, по оценкам ЦБ, экономика РФ будет в 2018 г. расти темпами 1,5–2%.

Глава Банка России при этом предостерегла от эйфории из-за высоких цен на нефть, так ка неопределенность на рынке этого сырья сохраняется. «Мы должны быть, тем не менее, очень внимательны к рискам финансовой стабильности и к ценам на нефть. Сейчас может быть определенная эйфория от того, что высокие цены на нефть, но мы все понимаем, что на рынке нефти как существовала, так и продолжает существовать неопределенность», – сказала Набиуллина.

Глава регулятора сообщила, что Банк России считает правильным уровень цели по инфляции в 4% и не согласен с предложениями поменять таргет. «Предлагали нам поменять цель по инфляции, сделать 2%, как в развитых странах. Мы не согласны с этим. Мы считаем, что для российской экономики, которая собирается диверсифицироваться, которая собирается проходить через структурные изменения, 4% – это правильный уровень цели», – сказала она. «Ни в коем случае, даже желая лучшего, нельзя менять цель, потому что благо низкой инфляции – это ее предсказуемость и то, что бизнес, люди начнут доверять, что инфляция будет на этом уровне», добавила она.

По словам Э. Набиуллиной, политика ЦБ направлена на поддержание инфляции вблизи 4% и на минимизацию отклонения от 4% как вверх, так и вниз. «К сожалению, колебания эти есть, мы вынуждены это признать. И по нашим оценкам, в среднесрочной перспективе у инфляции больше рисков отклониться вверх от 4%, чем вниз», – сообщила она.

Низкая инфляция означает целый ряд плюсов для населения и бизнеса, отметила глава Центробанка. «Наши расчеты показывают, что если бы инфляция была более высокой, у нас доходы населения "съедались" бы еще быстрее; низкая инфляция как раз дает возможность расти потреблению, повышает доверие потребителей, и мы на практике видим, что рост потребления вырос на базе низкой инфляции», – заявила Набиуллина. «Поэтому для людей, на мой взгляд, это абсолютное благо – низкая инфляция, когда не "съедаются" зарплаты, доходы, сбережения и когда более предсказуемо можно планировать свои доходы. Для бизнеса тоже низкая инфляция – это предсказуемость и основа для снижения ставок».

«Чем стабильнее инфляция, тем быстрее мы можем смягчать денежно-кредитную политику, тем быстрее она станет нейтральной. Пока она у нас умеренно жесткая. Уровень нейтральности денежно-кредитной политики – это где-то 6%. В нынешних условиях у нас еще пока ключевая ставка выше». «Тем не менее, я хочу отметить, что низкая инфляция – это не просто счастливое стечение обстоятельств или случайность. Это все-таки результаты последовательной политики», – также указала глава ЦБ.

Глава Минэкономразвития России Максим Орешкин назвал 2017 год годом завершения адаптации экономики РФ к новым внешним условиям и успеха структурных реформ. «Если попытаться каким-то одним выражением охарактеризовать 2017 год, конечно же, я бы сказал, что это год окончания адаптации к изменившимся внешним условиям и год окончания действительно успешных структурных реформ макроэкономической политики».

Говоря о перспективах развития российской экономики, глава Минэкономразвития уверенно заявил, что ее рост по итогам 2018 г. точно превысит показатель прошлого года. «То, что мы покажем более сильный рост в 2018 г., чем в 2017-м, я думаю, это точно», – сказал М. Орешкин. Он также отметил, что, например, Goldman Sachs прогнозирует рост экономики РФ на 3,3% в текущем году. «Но я считаю, что для такого оптимизма повода пока нет», – сказал министр.

Бюджет РФ выйдет на профицит в 2018 г. при сохранении текущей конъюнктуры по нефти, заявил глава Минфина Антон Силуанов. «В этом году у нас по плану 1,3% дефицит к ВВП. Но если будет продолжаться такая же конъюнктура, как сегодня, мы выйдем на профицит», – сказал Силуанов. По оценкам Минфина, профицит федерального бюджета РФ в 2018 г. будет чуть меньше 2% ВВП при сохранении благоприятных условий.

Он также сообщил, что Минфин РФ за счет операций на валютном рынке не позволит курсу рубля резко укрепиться. «В текущем году действие бюджетного правила позволит нам не только сгладить курс, как мы говорили. Цены на нефть выросли, курс у нас немного укрепился, это правда. Но мы сейчас начали осуществлять операции на валютном рынке по покупке валюты в рамках бюджетного правила, и мы не дадим резко укрепиться курсу». При этом он отметил, что укрепление рубля для некоторых отраслей промышленности «подобно смерти», «потому что сразу приходят импортные товары, мы становимся неконкурентоспособными и так далее».

Павел Кадочников озвучил прогноз, разработанный ЦСР и Институтом Гайдара, согласно которому в 2019–2020 гг. российская экономика может выйти на темпы роста 3%, в 2024 г. – 4%. При этом вклад инвестиций в этот прирост может составить 2 п.п.

При этом эксперт подчеркнул, в условиях некоторого оживления экономики страны в ближайшее время лучше не трогать ставки основных налогов, сохранить их на нынешнем уровне.

Виктор Вексельберг согласился с тем, что рост в российской экономике есть, но он очень неоднороден по отраслям. Что касается группы «Ренова», то для нее 2017 г. был успешным: объем инвестиций увеличился на 50%. В текущем году группа планирует расширить капиталовложения еще на 50% – до 100 млрд.

Глава «Реновы» остановился на «непреодоленных тенденциях», которые тормозят развитие бизнеса. Среди основных он назвал ограниченный доступ к финансовым ресурсам, в частности к долгосрочным – кредит пока малодоступен для бизнеса, в том числе среднего, а также сохраняющуюся чрезмерной активность контролирующих органов, что является проявлением общего недоверия к бизнесу.

Кроме того, реальная нагрузка на бизнес в РФ растет, несмотря на стабильность основных налогов, считает В. Вексельберг. «Да, безусловно, основные, главные элементы налоговой системы – налог на прибыль, налог на доходы физлиц, НДС – они остаются стабильными уже достаточно длительный период времени и есть надежда, что не изменятся в ближайшей перспективе. Но наряду с этим одновременно принимается большое количество правительственных актов, которые изменяют реальную нагрузку на бизнес», – сказал бизнесмен.

По его словам, речь, в частности, идет о принятии решений о вводе или отмене определенных льгот, об уточнении некоторых тарифных показателей, о мерах, связанных с теми или иными регуляторными аспектами в области экологии. «По совокупности количество этих изменений в результате приводит к тому, что реальная нагрузка на бизнес, несмотря на то что существует стабильность по основным показателям, растет», – посетовал глава «Реновы».

Кроме того, бизнес-сообщество ждет от властей большей прозрачности при принятии тех или иных решений. «Я бы хотел обратить внимание на то, что бизнес-сообщество и, в частности, РСПП неоднократно ставили вопрос перед правительством и президентом, чтобы процесс ввода соответствующих изменений носил более открытый и публичный характер, прежде чем та или иная мера будет принята и предложена для непосредственной реализации». По словам В. Вексельберга, диалог с властями существует, но зачастую появляются такие механизмы, которые на практике не могут оказать того воздействия, которое правительство хотело бы.

По мнению Кристалины Георгиевой, 2017 год был не просто хорошим, а отличным: впервые за последние 10 лет «выросло то, что должно расти (ВВП) и снизилось то, что должно снизиться (инфляция)».

В отношении России главный исполнительный директор Всемирного банка отметила улучшение инвестиционного климата, положительные результаты поддержки информационных технологий и управления ожидаемостью.

Среда, 17.01.2018