О российско-французском сотрудничестве в области образования и науки

В рамках IX Гайдаровского Форума эксперты обсудили состояние и перспективы взаимоотношений России и Франции в области образования и науки.

Обсуждение состоялось в рамках экспертной дискуссии «Трианонский диалог: российско-французское сотрудничество в сфере образования», модератором которой выступили Научный руководитель Института Гайдара, ректор ВАВТ Минэкономразвития РФ Сергей Синельников-Мурылев и президент Университета Ниццы София-Антиполис Эмануэль Трик.

Российско-французское сотрудничество в области образования и науки характеризуется большим числом совместных образовательных программ, студенческих и академических обменов, совместных научных проектов. В обеих странах реализуются многоэтапные проекты укрепления позиций университетов в международном образовательном пространстве, в том числе проекты, направленные на развитие экспорта образования. Перспективным форматом международного образовательного сотрудничества стали сетевые проекты, примером чему является основанный в 2016 году Российско-Французский университет. Инициатива президентов России и Франции на встрече 29 мая 2017 г. положила начало новому этапу развития взаимодействия двух стран в форме Форума гражданских обществ «Трианонский диалог». Образование и наука станут одними из ключевых элементов этого формата, благодаря чему появится импульс для развития новых проектов.
Форум 2018 СГФорум СГ 2018 1Форум 2018 СГ 2
Участникам дискуссии было предложено обсудить стратегию укрепления позиций российских и французских вузов в международном образовательном пространстве; роль университетов во взаимодействии гражданских обществ России и Франции; новые форматы сотрудничества в условиях глобализации образования: сетевые проекты в высшем образовании; опыт российско-французского сотрудничества в области образования и науки; Российско-Французский университет как инструмент подготовки кадров для французских компаний в России. На встрече также был представлен аналитический доклад «Россия и Франция в мировом образовательном пространстве».

Дискуссию открыла первый заместитель Министра образования и науки РФ Валентина Переверзева, сказав, что нам интересен опыт Франции в области обучения, более того, у России наибольшее число учебных программ как раз с Францией – заключено более 200 межвузовских соглашений.

Тему продолжил Оливье Гийом, советник по культуре и сотрудничеству Посольства Франции в России. Он отметил, что есть перспективы сотрудничества, но в то же время есть и три больших вызова. Первый – это рост числа студентов во Франции – примерно на 4% в год. Поэтому отбор международных студентов становится сложнее. Второй – это большое число (150 тыс. в год) иностранных студентов во Франции. А значит, надо решать проблемы языкового барьера и выдачи двойных дипломов. Третий вызов – это как лучше сочетать учебу и исследования. В наших странах они были разделены, и надо объединять учреждения, которые могли бы сочетать эту работу. Надо привлекать лучших докторантов. В заключении г-н Гийом предложил, чтобы темой следующего года стал «Университет будущего».

Паскаль Коши, атташе по академическому сотрудничеству Посольства Франции в России, рассказал о состоянии сотрудничества в сфере образования. Он отметил, что важной темой является интернационализация, включая обучение и исследовательскую работу в университетах. Вторая важная тема – это мобильность. Наши страны имеют большой опыт по приему иностранных студентов. Еще в СССР приезжали студенты из-за рубежа, а во Франции во времена колониальной империи учились иностранные студенты.

По его убеждению, важен язык обучения, и пока нет ответа на вопрос, нужно ли вести его на языке страны или использовать английский. Есть вопросы и в части совместимости учебных курсов, а также финансирования. Когда число приезжающих студентов измеряется тысячами, финансовый вопрос становится весьма актуальным.

Возможные решения лежат в области разработки специальных программ для иностранцев, считает г-н Коши. Но здесь опять возникает вопрос о языке преподавания, и потому – нужно ли дополнительно обучать языку.

Участие в рейтингах заставляет задумываться о том, что надо делать. Это международная конкуренция. И Россия тоже стоит перед лицом этих вызовов, например, каким должен быть размер университетов. Во Франции идет слияние университетов. Надо сотрудничать не импровизированно, а чтобы образовательные учреждения продумали, каким образом наладить межуниверситетское сотрудничество, подытожил атташе.

Президент Университета Ниццы София-Антиполис Эммануэль Трик продолжил тему изменений в университетах. Он сказал, что Франция сейчас переживает революцию в образовании, по аналогии с тем, как это было в 1968 г. Один из элементов трансформации – новая методика установления международных связей; при этом сотрудничество будет усиливаться.

Как отметил г-н Трик, во Франции продолжается объединение 95 университетов, из них формируются кластеры. Предполагается, что им проще будет привлекать ресурсы и развивать международное сотрудничество. Кроме того, Научно-исследовательские университеты должны быть привязаны к территориальному развитию.

Специальный доклад сделал на сессии Игорь Барциц, директор ИГСУ РАНХиГС. Он рассказал, что Россия получает менее 1% прибыли, которую дает мировой рынок образования. Наше положение в рейтингах также не очень высокое. При этом есть много общего между образовательными системами России и Франции, но большинство совместных программ реализуются на уровне магистратуры. Пока в наших странах разная продолжительность программ обучения, разные учебные планы, мало студентов на совместных программах (до 10 человек на группу). Исторически российские университеты находились в стороне от международной кооперации. Однако теперь мы надеемся на равноправное сотрудничество с ведущими мировыми университетами.

Директор международного департамента Министерства образования и науки РФ Игорь Ганьшин подчеркнул, что сотрудничество с Францией всегда было важным для нашей страны. Ключевое слово – это «диалог», причем помимо различных министерств есть еще гражданское общество. Некоторой сложностью для сотрудничества является незнание языков (русского и французского), и для их изучения требуется больше времени, чем для изучения английского.

Министерство работает в разных направлениях, и одно из них – снятие административных барьеров, в том числе для работы студентов. Помимо этого, надо менять нормативную базу в части положений о международных секциях русского языка, считает И. Ганьшин. Им уже более 10 лет. Одновременно во Франции разворачивается продвижение русского языка.

Андрей Байков, проректор МГИМО, рассказал об опыте своего университета. Они с 1991 года сотрудничают с университетом Science Po, многое переняли из французского опыта, включая преподаваемые дисциплины и обучение магистрантов.

Ведущий научный сотрудник Института Гайдара Ирина Дежина рассказала о состоянии российско-французского научного сотрудничества по данным своего недавнего исследования. Было проведено 39 интервью с российскими и французскими учеными, работающими в разных областях науки. Основные вопросы касались того, как начинается сотрудничество и почему оно прекращается, в чем состоят ключевые проблемы и факторы устойчивости связей. При формировании контактов ключевая роль принадлежит конференциям и публикациям, благодаря которым ученые узнают об исследованиях друг друга. Проблемы имеют в основной финансовый и логистический характер. Французская сторона также отмечала прессинг публикаций, под которым находятся российские ученые. Это мешает плановому развитию исследований. Наконец, устойчивость партнерств связана в основном с двумя факторами – размерами и продолжительностью финансирования (пока они несущественные) и степенью знания языка. Не во всех областях науки возможно общение на английском языке, а для сохранения связей владение языком партнера имеет существенное социально-культурное значение.

Дмитрий Гришанков, гименальный директор Ассоциации представителей рейтингов, рассказал о составленном ими московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета», в котором МГУ оказался намного выше, чем в более известных международных рейтингах. При расчетах они не учитывали репутационные показатели, полагаясь только на количественные данные и учитывая национальную специфику (например, число победителей школьных олимпиад и т.п.).

Далее слово взял Владислав Гриб, завкафедрой гражданского общества МГИМО. Он подчеркнул важную роль научных общественных объединений как элементов гражданского общества. Заместитель генерального директора NEOMA Business School Селин Давен акцентировала внимание на деятельности французского бизнеса в сфере образования. В частности, она рассказала, что ее организация может выступать в качестве образовательного консорциума, изучать, в чем нуждаются российские и французские предприятия.

В ходе дальнейшей дискуссии французской стороной были отмечены возрастающие сложности приезда представителей бизнеса в Россию, что связано как с визовым режимом, так и возможностью нахождения в России партнеров, а также трудностью ведения бизнеса в ряде российских регионов, сложностью организации стажировок на российских предприятиях. Тем не менее, вывод был оптимистичным: бизнес-сотрудничество должно развиваться.

Сессию подытожил Александр Радыгин, сказав, что состоялся полезный обмен мнениями, идентифицированы препятствия, их надо учитывать и совместными усилиями преодолевать. При этом безусловно позитивный аспект состоит в том, что форматы двустороннего сотрудничества постоянно расширяются.

Четверг, 25.01.2018