Самозанятые водители – оптимальное решение для рынка такси
Данная инициатива рассматривалась законодателями в связи с обсуждением нового законопроекта, регулирующего деятельность таксомоторных перевозок в России. Исследователи пришли к выводу, что такое нововведение может привести к серьезным негативным последствиям для рынка, а при регулировании и реформировании отрасли таксомоторных перевозок в России наиболее целесообразно ориентироваться на сценарий, при котором основная часть водителей такси работает в режиме самозанятости – налоговом режиме, ставшим доступным по всей территории России с 1 июля 2020 г.
В данный момент на рынке такси в основном отсутствуют трудовые отношения, а отношения с водителями формируются на договорной основе в рамках гражданского кодекса. В рамках исследования были рассмотрены три возможных сценария взаимодействия между участниками рынка: если будут введены повсеместные обязательные трудовые отношения с таксопарками или сервисами по заказу такси (агрегаторами), а также если работа с самозанятыми водителями станет базовой схемой работы в отрасли. Эксперты проанализировали экономические модели более 40 таксопарков из 11 регионов страны. При расчетах возможных последствий в каждом сценарии учитывались налоговые последствия, число рабочих мест, спрос и уровень цен, риски монополизации, влияние на развитие сегмента малого и среднего бизнеса, последствия для «обеления» отрасли, стабилизирующая функция отрасли в периоды экономических кризисов (возможность «подработки»), уровень оплаты труда водителей и т.д.
Анализ показал, что при введении обязательного трудоустройства таксистов издержки работодателей вырастут на величину порядка 30%, что вызовет рост цен на поездки около 22–23% и сокращение объемов спроса почти на 25%. Для такого уровня спроса необходимое количество водителей для России в целом также сократится примерно на четверть – с 599,8 тыс. до 451,8 тыс.
К ожидаемым положительным эффектам введения обязательных трудовых отношений следует отнести более высокий уровень защиты трудовых прав водителей и социальных гарантий, однако при формировании сильных стимулов к уходу части отрасли в тень они не будут реализовываться в ожидаемой мере.
Рентабельность крупных и средних таксопарков после введения обязательных трудовых отношений становится отрицательной – до -70%. Поэтому крупные (более 150 автомобилей) и средние (50–150 автомобилей) таксопарки будут вынуждены увеличить долю «серых» зарплат, либо прекратить свою деятельность; а малые таксопарки (до 50 автомобилей) смогут остаться рентабельными в основном при «серой» схеме выплат заработной платы водителям такси. Как следствие – объемы налоговых поступлений в отрасли могут сократиться на 40–60%.
В случае трудоустройства водителей напрямую в агрегаторы, таксопарки будут вынуждены полностью поменять свою бизнес-модель, что привлечет к потере в среднем 50% прибыли. Объем налоговых поступлений в этом сценарии может сократиться до 40%. Также такая схема взаимодействия несет достаточно высокий уровень рисков монополизации отрасли, ведет к замедлению развития сегмента малого и среднего бизнеса, и, аналогично сценарию «Трудовые отношения с таксопарками», снижает стабилизирующую функцию отрасли для рынка труда в периоды экономических кризисов – делает сложнее возможность для подработки в такси. Что особенно актуально в контексте ожидаемого замедления развития экономики вследствие пандемии коронавирусной инфекции.
В свою очередь, при повсеместном переходе на работу с самозанятыми водителями издержки таксопарков и параметры рыночного равновесия (объем и цена) изменяются несущественно по сравнению с текущей ситуацией, уровень рентабельности таксопарков практически не изменяется, что не создает дополнительных стимулов для ухода в тень. Кроме того, данный сценарий несет низкий уровень рисков монополизации отрасли таксомоторных перевозок, способствует развитию сегмента малого и среднего бизнеса, сохраняет стабилизирующую роль отрасли для рынка труда в периоды экономических кризисов.
В краткосрочной перспективе переход к сценарию «Самозанятые» может привести к небольшому сокращению объемов налоговых поступлений в отрасли (на величину порядка минус 6.7%), но по мере распространения специального налогового режима будет наблюдаться значительное «обеление» отрасли таксомоторных перевозок, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет способствовать их росту.
Специальный налоговый режим (самозанятость) уже сегодня является достаточно востребованным отраслью: по данным ФНС РФ порядка 16,5% зарегистрированных в качестве самозанятых – водители такси. С 1 июля 2020 г. экспериментальный налоговый режим стал доступен во всех регионах России.
Понедельник, 21.09.2020