Сергей Дробышевский: «Что происходит с федеральным бюджетом»
Как менялся государственный бюджет России под влиянием коронакризиса? Нанесла ли пандемия удар по государственным доходам? Как на пандемию реагировал госбанк? Каково влияние кризиса на бюджет нынешнего года? На эти и другие вопросы в интервью деловому журналу «Инвест-Форсайт» ответил Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института Гайдара. Разговор состоялся в рамках Гайдаровского форума-2021.
– Сергей Михайлович, федеральный бюджет 2020 г. был принят еще до пандемии. В этой связи сдвоенный вопрос. В чем была особенность бюджета 2020 г.? И какие изменения внесла в него пандемия?
– Изначально бюджет 2020 г. должен был стать, с нашей точки зрения, первым настоящим бюджетом, в котором были бы в полной мере учтены нацпроекты, начатые в 2018 г. В 2018–2019 гг. была, по сути, их подготовка, многие расходы переносились. Мы надеялись, это будет первый год, когда бюджетные расходы, которые запланированы на нацпроекты, наконец будут реализованы; это должно было дать в том числе определенный импульс для развития экономики. Понятно, пандемия внесла очень серьезные изменения. Правительству пришлось переключить все бюджетные ресурсы на поддержку населения и экономики в рамках антикризисных пакетов, на то, чтобы минимизировать потери от коронавирусной инфекции. Это очень сильно изменило структуру расходов бюджета и весь дизайн бюджетной политики. Вместо профицита мы увидели достаточно большой дефицит бюджета, резкое для нашей традиционной бюджетной политики наращивание государственного долга и так далее.
– А сколько потеряли нацроекты? Вообще, что с ними произошло в итоге?
– Трудно говорить, сколько они потеряли, учитывая, что в 2020 г. были приняты новые «Национальные цели развития». Все нацпроекты в настоящий момент проходят переработку. Понятно, что новые нацпроекты частично повторяют те, которые были с 2018 г., плюс к ним добавляются новые мероприятия. Но прежние нацпроекты – всё, они являются историей. Они не реализованы. В текущих условиях трудно прогнозировать, что было бы, если б все было реализовано так, как планировалось, начиная с 2018 г.
– Чем обернулась пандемия для доходов федерального бюджета?
– На структуру доходов федерального бюджета влияют в первую очередь нефтегазовые доходы плюс доходы от внешнеэкономической деятельности и налог на добавленную стоимость. Это доходы, которые от пандемии практически не пострадали. Нефтегазовые доходы, конечно, просели очень сильно. Бюджет потерял минимум треть от планировавшихся нефтегазовых доходов. Но это все-таки эффект не столько от пандемии, сколько от падения цен на нефть, которое началось до пандемии, с момента распада сделки ОПЕК в конце февраля – начале марта 2020 г.
Другие налоговые доходы федерального бюджета достаточно устойчивы. НДС, понятно, очень тесно привязан к динамике валового внутреннего продукта. Поскольку валовой внутренний продукт у нас снизился, в общем-то, немного, то и потери НДС, опять же с учетом всего масштаба кризиса, можно считать минимальными – конечно, в том числе благодаря работе налоговой службы, благодаря улучшению качества администрирования сборов налогов. В итоге потери для федерального бюджета были минимальны.
Куда больше потеряли бюджеты регионов, потому что на них сильнее сказываются и падение доходов физических лиц, и доходов малого и среднего бизнеса.
– Можно ли оценить объем помощи, принятой правительством, в связи с пандемией? И можно ли сравнить размер помощи с аналогичными пакетами в других странах?
– Да, разумеется. Мы несколько раз оценивали масштабы поддержки, которую правительство оказало через бюджетные каналы в 2020 г. Там есть несколько тонкостей, связанных с тем, что какие-то меры можно считать не столько мерами поддержки во время пандемии, сколько просто новым дизайном социальной политики. Поэтому цифры начинают несколько плыть. В принципе, мы даем оценку: поддержка была минимум 2,9% ВВП.
– А есть какие-то сравнительные данные? Каковы были аналогичные пакеты других стран?
– Безусловно, данные есть. Варьирование масштабов этих мер от страны к стране очень сильно. От 2–3% до 15% ВВП. Тут надо понимать такую вещь: данный кризис является, скажем так, не совсем обыкновенным экономическим кризисом; это кризис особого типа, связанный с пандемией. Его сравнивают с войной или со стихийным бедствием. В рамках кризиса не действует логика, что чем больше поддержки, тем лучше экономика могла бы его пройти. Здесь наоборот. Доходы падают автономно, в соответствии с тем, насколько пандемия, локдаун и другие неэкономические меры влияют на экономику. В зависимости от глубины падения правительство должно разрабатывать бюджетные меры. То есть больше бюджетных мер не приводит к меньшему падению экономики. Наоборот, больший размер поддержки из бюджета соответствует большему падению экономики в других странах. Поэтому несмотря на то что объем российских мер поддержки относительно скромен, ведь во многих странах Европы она равен 10–15% ВВП, с учетом того, что падение ВВП России в 2020 г. значительно меньше, чем падение ВВП таких стран, как Франция, Италия, Испания, Германия, Великобритания, я считаю, масштабы бюджетной поддержки, безусловно, адекватны. Да, правительство могло, наверное, оказать поддержку большего размера. Конечно, чем больше денег потрачено, тем, разумеется, лучше. Но сохранялась высокая неопределенность: мы не знали, и правительство не знало, насколько серьезной может быть вторая волна. Сейчас я не думаю, будто можно на 100% уверенно сказать, что никаких новых шоков, связанных с пандемией, уже не предвидится, а дополнительных мер поддержки не понадобится. Я думаю, правительство, потратив столько, сколько потратило, сохранило все-таки запас прочности; это абсолютно правильная и обоснованная политика.
– Антикризисная помощь стала ли каким-то окном возможности для регионов с точки зрения взаимоотношения регионального и федерального бюджета?
– Думаю, нет. Чтобы что-то поменялось, нужно на законодательном уровне менять принципы перераспределения налогов, полномочий и так далее. Особенности 2020 г. в том, что в части противодействия пандемии регионы получили от федерального центра беспрецедентные для России возможности и самостоятельность, но не в финансовой сфере. В 2020 г., поскольку ситуация требовала, надо было оперативно реагировать; такая возможность была регионам предоставлена. Но, думаю, в 2021 г. все скорее вернется к модели, которую мы видели до 2020 г.
– На ваш взгляд, стала ли пандемия инфляционным фактором?
– Я думаю, все-таки нет. Скорее наоборот. Пандемия повлияла на спрос, причем именно в физическом выражении, в силу того, что у людей не было физической возможности покупать многие товары – если не брать период ажиотажа в конце марта, когда начинался локдаун. В этом смысле она оказала в определенном смысле даже антиинфляционный эффект. Тот всплеск инфляции, что мы наблюдали осенью и в начале зимы, практически никто из аналитиков, включая нас, не прогнозировал. И Центральный банк не прогнозировал. Инфляционный эффект, с нашей точки зрения, связан в первую очередь с переносом курса рубля в цены. Падение курса рубля было связано не с пандемией, а с возросшими рисками новых экономических и финансовых санкций и с общим пересмотром в мире уровня риска валют стран с развивающимся рынками; опять же, не столько из-за пандемии, сколько из-за оценки их финансовой устойчивости и перспектив роста в постковидном мире.
– Заставила ли пандемия как-то корректировать денежно-кредитную политику наш Центральный банк?
– Центральный банк, рискуя в определенной степени своей репутацией, в условиях не только пандемии, но ведь еще и очень сильного негативного шока от падения цен на нефть в марте-апреле, осуществил политику, которая действительно могла поддержать население, банки и предприятия в условиях пандемии. Смягчение денежно-кредитной политики в начале года, несмотря на негативный шок от цен на нефть, – собственно, политика, которой следовали фактически все страны мира. Снижение процентных ставок Центральным банком позволило летом и в начале осени, когда произошло некоторое ослабление ограничительных мер, достаточно быстро восстановиться потребительскому спросу, поскольку цена потребительских и ипотечных кредитов снизилась. Также появилась возможность поддержать малые предприятия и предприятия реального сектора, поскольку для них тоже стоимость кредитов снизилась. Все это позволило экономике уже в 2020 г. реализовать часть отложенного спроса, появившегося в апреле-мае. Раз стоимость заимствования снизилась, это было выгодно и для населения, и для предприятий,
– Теперь давайте поговорим о бюджете 2021 г. В чем его важнейшие особенности?
– Бюджет 2021 г. в любом случае получается переходным. С одной стороны, это бюджет, принятый после того, как уже стартовала реализация новых целей национального развития, новых нацпроектов. С другой стороны, окончательная конфигурация мер и проектов, нужных для достижения целей развития, только формируется. Поэтому в полной мере бюджетом развития бюджет 2021 г. быть не может. Понятно, что он частично находится под влиянием антикризисных мер, которые были приняты в 2020 г. Часть антикризисных мер, например, заканчивается весной 2021 г. Часть отменяется в конце 2020 г. Все это влияет на структуру бюджета 2021-го по сравнению с 2020-м.
Поэтому это бюджет такой, особенный. Его очень трудно анализировать как некий новый формат бюджетной политики. Мы понимаем, что после бюджетной экспансии для поддержки экономики и населения в 2020 г. бюджетная политика в 2021-м должна ужесточиться, хотя бы просто за счет того, что антикризисные меры уходят. С другой стороны, мы понимаем, что 2021 г. не может в полной мере включать в себя расходы новых нацпроектов. Плюс в момент формирования бюджета 2021 г. были, и до сих пор остаются, риски возможных новых негативных шоков и, соответственно, запросов на новые антикризисные меры. Правительство, формируя бюджет 2021 г., должно держать в уме то, что у него может в любой момент возникнуть потребность поменять бюджет, чтобы ответить на новые вызовы.
– Трехлетний бюджет Россия фактически себе сейчас не может позволить?
– Трехлетний бюджет принят, но я считаю: да, бюджет 2022–2023 гг. в текущих условиях очевидно не показательный. Осенью 2021 г. в зависимости от того, как будет развиваться ситуация и с пандемией, и с экономиками стран мира, бюджеты ждет очень серьезный пересмотр. Надеюсь, на конец осени мы сможем окончательно забыть про риски, про необходимость антикризисных мер, связанных с пандемией, и будем уже рассматривать бюджетную политику как инструмент развития экономики России в соответствии с поставленными президентом целями.
Беседовал Константин Фрумкин
Понедельник, 25.01.2021