Третий, заключительный день Гайдаровского форума – 2017

Третий день форума посвящен, в частности, проблемам современной экономики: новым подходам к развитию регионов, современным моделям образования и особенностям управления в условиях быстрых изменений.

Утро третьего, заключительного дня Гайдаровского форума – 2017 началось с панельной дискуссии «Новая налоговая политика России: какие изменения нас ожидают с 2018 года?».

Эксперты обсудили «донастройку» отечественной налоговой системы, рассказали о том, где и с кем будут обсуждаться новая налоговая политика и как будут приниматься решения об изменениях налоговой системы. Провел дискуссию председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров, на его вопросы ответили  министр финансов РФ Антон Силуанов, министр экономического развития РФ Максим Орешкин, глава РСПП Александр Шохин, президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин, Научный руководитель Института Гайдара, ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев.

Андрей Макаров поинтересовался у главы Минэкономразвития Максима Орешкина и главы Минфина Антона Силуанова, как ведомства будут выполнять поручения президента о «донастройке налоговой системы». Орешкин, отвечая на вопрос, отметил сложность проблемы для него, как человека, который перешел из Минфина в МЭР. По мнению министра, здесь необходим консенсус между всеми акторами экономического поля: от конечных потребителей и бизнеса, до государства.

Максим Орешкин затронул тему «теневой экономики». Говоря о практике налогового администрирования, он отметил, что необходимо повышать собираемость налогов, тогда и налоги можно будет перераспределить на большее число налогоплательщиков, что приведет к повышению налоговых поступлений в бюджет.

Антон Силуанов подчеркнул, что без снижения расходов государства, снижать налоговую нагрузку будет сложно.

«Когда мы говорим о налогах, надо понимать и о том, на что эти деньги идут», – заявил глава Минфина. По его словам, если власти хотят выполнять социальные обязательства и иметь сильную армию, то за это надо платить. «Другое дело, как эти средства расходуются, надо проверять эффективность расходов», – отметил глава Минфина.

Президент ТПП Сергей Катырин выступил в поддержку Антона Силуанова. «Не надо обещать того, чего мы не сможем выполнить», – заявил Катырин, отметив, что в ближайшие три года снизить налоговую нагрузку не удастся. При этом он согласился и с Максимом Орешкиным, который заявил, что налоги – это инструмент стимулирования экономического роста.

Антон Силуанов убежден, что переход с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на добавленный доход) в нефтянке назрел. Необходимо сокращать количество льгот для нефтяной отрасли. Обсуждение и торможение этого перехода, по мнению Силуанова, уже неактуально, наоборот, необходимо обкатать этот переход на пилотных проектах, а после – экстраполировать на всех.

Сергей Катырин предложил снизить нагрузку на фонд оплаты труда и повысить ставку НДС.

Андрей Макаров попросил министров финансов и экономического развития прокомментировать подобную «донастройку» налоговой системы. Оба министра подтвердили, что такие предложения необходимо анализировать, так как их реализация напрямую приведет к повышению налоговой нагрузки на одни отрасли и снижению на другие.

Отвечая на вопрос Андрея Макарова о том, как она относится к ведущейся дискуссии, замдиректора Центра по налоговой политике и администрирования стран ОЭСР Грасиеле Линн Перес-Наварро отметила, что участвует в подобных дискуссиях достаточно часто, а вопросы, которые в настоящий момент рассматриваются на Гайдаровском форуме, особенно в части налогообложения, это вопросы, которые рассматривают все члены – стран ОЭСР.

Сергей Синельников-Мурылов высказал предложение провести балансировку действующей системы налоговой нагрузки.

На вопрос модератора, что делать с малым бизнесом, Научный руководитель Института Гайдара однозначно ответил: «Ничего». «Стабильность налоговой системы – самоценность. У нас есть предложения по изменению налогообложения бизнеса, но лучше их сейчас не реализовывать».

С тем, что в идеале «бизнес лучше не трогать», согласились все участники дискуссии.

Александр Шохин отметил, что налоговые льготы, особенно индивидуальные, чаще всего получают сами государственные компании. В качестве примера он привел месторождения на шельфе и в Арктике. В этом контексте Шохин подчеркнул необходимость роста конкуренции частных компаний с государственными, а также снижения государственной доли в этой отрасли в принципе.

Сергей Катырин вступился за государственные компании. Он отметил, что зачастую они выполняют специальные поручения властей, чем и обусловлено лоббирование с их стороны отдельных индивидуальных льгот.

Андрей Макаров задал участникам дискуссии вопрос  о «донастройке» региональных и федеральных налогов. При этом он привел несколько примеров, когда Минфин лояльно относится к снижению ряда региональных налогов, но не идет на уступки по федеральным, так как от них напрямую идут поступления в федеральный, а не региональные бюджеты.

Министр финансов Антон Силуанов предложил уходить от налоговой риторики уровня «федеральный-региональный» и рассматривать эту проблему исключительно от формата бизнеса: малый, средний большой. Также он отметил, что налоговую систему надо упрощать в принципе. В качестве предложения он назвал перевод ряда предприятий на патентную систему.

На вопрос модератора «Как пройдет 2017 г.?», Сергей Катырин ответил: «Хотелось бы, чтобы дискуссий было меньше, а больше решений, в частности, на законодательном уровне, сразу со всеми участниками. В противном случае мы снова вернемся к дискуссиям во внутриотраслевых, потом в профильных ведомствах и только потом со всеми акторами».

По его словам, у нас в стране больше микробизнеса, чем малого бизнеса. «Вот президент одобрил снижение числа отчетов для малого бизнеса перед статистическими органами, однако мы видим обратную ситуацию. Число отчетов для бизнеса выросло кратно, с этим надо бороться уже сейчас, в 2017 г.», – подчеркнул он.

«Нам не надо затягивать с дискуссиями по основным направлениям налоговой политики. Нам нужен единый бюджетный документ, куда войдут и налоги, и таможенные правила, и т.д.», – заявил Александр Шохин. Он высказал надежду, что подобное предложение будет рассматриваться уже в феврале 2018 г.

Предложение Катырина о переносе дискуссии на законодательные площадки Шохин полностью поддержал. Также он предложил сжимать процедурное рассмотрение и обсуждение предложений.

Как считает Максим Орешкин, «обсуждение должно идти со всеми участниками.

«Мы отталкиваемся от поручений президента. Мы уже начали работу с участием бизнеса, Минэка и парламентариев, будем выносить обсуждения на парламентские площадки. Надеюсь, к весне уже сформируем основные предложения по совершенствованию налоговой системы и на следующем Гайдаровском форуме мы будем обсуждать новую систему предметно», – заявил Антон Силуанов.

Все участники дискуссии согласились с тем, что максимально широкое обсуждение будет проходить на парламентской площадке. В этом документе будет отображен реальный уровень фискальной нагрузки на сегодняшний день, будут учтены все фискальные платежи, а также отображен анализ российской системы в сравнении с другими странами. Также этот документ должен дополнительно закрепить поручение президента РФ о неповышении фискальной нагрузки в принципе.

Отдельным пунктом там должен быть отображен принцип: налоговая система – ключевой фактор экономического роста. То есть налоговая система должна быть инструментом, стимулирующим развитие бизнеса и экономического роста.

Модератор предложил ввести мораторий на бессрочное внедрение льготных налоговых режимов, а также проанализировать работу всех действующих на территории России льготных налоговых режимов. По мнению Макарова, льготные режимы должны вводиться исключительно на конкретный срок, а продлеваться – только после анализа эффективности. Также Андрей Макаров предложил вернуть права регионам на самостоятельное формирование собственных бюджетов путем самостоятельного введения собственных налоговых систем. Депутат отметил, что Конституция РФ в этой части соблюдается плохо.

Утром также состоялась экспертная дискуссия «Измерение экономических показателей в российской статистике: проблемы и решения».На встрече обсуждались проблемы российской экономической статистики, а также пути усиления взаимодействия между российским исследовательско-аналитическим сообществом и органами официальной российской статистики для их разрешения. Участники экспертной дискуссии обменялись мнениями по поводу состояния экономической статистики в России и того, какой бы они хотели ее видеть. Модератором дискуссии выступила директор Центра макроэкономического прогнозирования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, заведующая лабораторией краткосрочного прогнозирования Института Гайдара Марина Турунцева.

Заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв считает, что должна удовлетворять требованиям объективного отражения экономических процессов, регулярности, достаточности и сопоставимости. По его мнению, несмотря на то что официальная статистика несовершенна, все имеющиеся альтернативы проигрывают ей. Поэтому необходимо развивать государственную систему статистического учета и гармонизировать ее с альтернативными источниками данных.

Похожий взгляд на требования в статистике высказал и заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников, по мнению которого российская экономическая статистика должна быть оперативной, точной, корректной, и быть представлена в удобном для пользователя виде. Краеугольной причиной ключевых недостатков Росстата В. Сальников считает монополистический характер его деятельности при полной независимости от потребителей.

Полина Крючкова, заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы рассказала о проблемах использования официальной статистики по г. Москве. В качестве основного примера П. Крючкова рассказала о том, каким образом в департаменте корректируются некоторые экономические показатели для Москвы в целях улучшения их качества и более адекватного отражения текущей экономической ситуации.

Заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ Владимир Бессонов рассказал о проблемах расчета индекса потребительских цен в России. Его оценка завышения официальной инфляции, которая возникла из-за смены методики расчета этого показателя в 2013 г., составляет до 0,5 п.п. в 2013 г. Еще одна проблема, существующая при расчете ИПЦ – отсутствие учета вмененной арендной платы за жилье в индексе, что приводит к заметному завышению инфляции в начале кризиса и ее последующему занижению – в конце.

Об отраслевых счетах экономического роста Russia KLEMS рассказал в своем выступлении Илья Воскобойников, с.н.с. Лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ. Он отметил, что представленная система ни в коем случае не является альтернативой данным СНС официальной статистики и предназначена для решения более узкого круга задач по сравнению с СНС.

Роза Семенова (АИРР), Марина Турунцева (РАНХиГС, Институт Гайдара), Алина Санакоева (РАНХиГС) обсудили качество статистики патентов в России и возможности ее использования для решения как экспертных, так и научных задач.

В заключение экспертной дискуссии начальник управления национальных счетов Росстата Андрей Татаринов рассказал об основных направлениях работы Росстата для улучшения качества статистики СНС. Все участники дискуссии признали, что Росстат ведет огромную работу по сбору, обработке и улучшению качества статистических данных.

Материалы дискуссии будут опубликованы в «Научном вестнике ИЭП им. Гайдара.ру» (№1, 2017).

Презентации к выступлениям:

Экспертная дискуссия «10 лет рынку целевых капиталов: итоги и дальнейшие пути развития» прошла под председательством руководителя отдела научно-исследовательских проектов и вопросов интеллектуальной собственности РАНХиГС, начальника юридического отдела Института Гайдара Ирины Толмачевой.

За 10 лет существования рынка целевых капиталов в России накоплен значительный опыт и практика применения этого инструмента для поддержки некоммерческого сектора. Вместе с тем имеющаяся практика выявила и ряд проблем в применимости существующих законодательных норм, а также обозначила необходимость дальнейшего совершенствования нормативного регулирования и консолидации усилий органов государственной власти и некоммерческого сектора по созданию благоприятных условий для наиболее эффективного развития целевых капиталов.

В ходе дискуссии выступили: начальник управления по работе с социальными инвестициями УК «Велес Менеджмент» Илья Барковский, директор филиала Международного центра некоммерческого права в России, председатель Совета Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская, руководитель программы «Целевые капиталы» Форума доноров Ирина Вдовенко, Заместитель директора Эндаумент-фонда НИТУ «МИСиС» Иван Копытов, главный специалист Национального фонда подготовки кадров Эльза Дьячкова.

На встрече были подведены итоги работы фондов целевых капиталов за 10 лет, дана оценка действующего законодательства и практики его применения, рассмотрены сложности на пути развития целевых капиталов, возможные направления их поддержки.

Презентации к выступлениям:

В ходе экспертной дискуссии «Варианты регулирования рынка алкогольной продукции и их социально-экономические эффекты», модератором которой выступил Исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько, участники обсудили динамику производства и потребления пива в России, а также механизмы регулирования алкогольного рынка.

    

Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский представил «Оценку влияния государственного регулирования на рынок пивоваренной продукции», проведенную ИЭП. Эксперт рассказал, что за последние 10 лет смертность от алкоголя в России снизилась на 54%. При этом наиболее существенное снижение вредных последствий употребления алкоголя наблюдалось в период с 2005 по 2007 гг., когда потребление крепкого алкоголя падало, а потребление пива росло.

«В 2005 –2007 гг. благодаря резкому экономическому росту, появлению новых брендов, позитивному имиджу пива формируется тенденция замещения крепкого алкоголя пивом. В этот период наблюдается существенное снижение смертности от алкоголя. Прочие показатели, в том числе преступления и ДТП, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, также значительно сократились. В период 2012 –2015 гг., несмотря на восстановление экономики после кризиса, рост акциза на пиво привел к дальнейшему снижению  его потребления. При этом ужесточение норм регулирования в отношении пива, включая ограничение рекламы, места и времени продажи, стимулирует замещение пива крепким алкоголем в структуре потребления», – отметил С. Дробышевский.

По оценкам Института Гайдара, в 2009 –2012 гг.  рост акциза вместе с жестким регулированием привел к снижению потребления пива на 1,1 млрд литров и в 2012 –2013 гг. – на 0,86 млрд литров пивной продукции.
 
Касаясь вопроса производства пива, Дробышевский отметил, что повышение акцизов и ужесточение норм регулирования в отношении пива, включая ограничение рекламы, места и времени продажи, введенные в 2013 г., привели к устойчивому снижению объема рынка пива в последующие годы. Так, с 2008 г. падение составило более 30%.

Сергей Дробышевский также представил три сценария развития пивного рынка и изменения потребления пивной продукции населением. Согласно сценарию «Приоритет – экономика», ставки акциза на пивоваренную продукцию снизятся до уровня 18 руб./л на период 2018–2020 гг., а ставки акцизов на крепкий алкоголь вырастут в 2020 г. в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, смягчатся нормы регулирования в отношении пива и крепких алкогольных напитков. В соответствии со сценарием «Сбалансированный» ставки акцизов вырастут на всю алкогольную продукции, смягчатся нормы регулирования для пива и ужесточатся для крепкого алкоголя. В соответствии со сценарием «Приоритет – здоровье» будет происходить постепенный существенный рост акцизов как на пиво , так и на крепкий алкоголь, и нормы регулирования ужесточатся как в отношении пива , так и в отношении крепких алкогольных напитков.

При реализации первого сценария объем пивного рынка увеличится с 6,85 млрд литров в 2016 г. до 7,154 млрд литров в 2020 г., а прогнозируемый объем совокупных акцизных сборов упадет с 280,7 млрд руб. в 2016 г. до 263,7 млрд руб. в 2020 г. В соответствии со сценарием «Сбалансированный» рынок производства пива незначительно сократится – до 6,9 млрд литров в 2020 г., а объем собираемых акцизов немного вырастет – до 286,7 млрд руб. в 2020г. По сценарию «Приоритет – здоровье», рынок производства пива сократится до 6,349 млрд литров, а объем собираемых акцизов снизится незначительно – до 278 млрд руб. в 2020 г.

Директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан в своем выступлении коснулась вопроса регулирования алкогольного рынка. Она отметила, что с ростом акцизов на пивную продукцию одновременно происходило ужесточения регулирования как производства пива, так и его реализации. В результате правовых коллизий, производители пива вынуждены работать в тех же самых условиях, что и производители крепких алкогольных напитков. Поэтому Анна Дупан высказалась за раздельное регулирование пивного рынка и рынка крепких алкогольных напитков.

Присутствовавший на дискуссии директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ Алексей Сазанов отметил, что ведомство пока не рассматривает вопрос снижения акцизов ни на крепкий алкоголь, ни на пиво.

Также принявший участие в дискуссии Илья Соколов отметил, что антиалкогольная политика не должна осуществляться лишь при помощи фискальных мер, должны также использоваться регуляторные инструменты. «Фискальные инструменты не должны быть приоритетными в антиалкогольной политике», – отметил Илья Соколов.

Презентации к выступлениям:

Модератором экспертной дискуссии «Обеспечение устойчивости банковского сектора» выступил директор Центра структурных исследований Института Гайдара Михаил Хромов.  

Банковский сектор традиционно представляет ядро российской финансовой системы, аккумулируя большую часть финансовых активов как домашних хозяйств, так и корпоративного сектора и обеспечивая значительную долю заемного финансирования в российской финансовой системе. Участники дискуссии обсудили актуальные для российского банковского сектора вопросы. Были предложены способы оценки системных рисков в финансовой системе и методика выявления скрытых проблем с банковским капиталом.

Директор программы Перспективный системный анализ Международного института прикладного системного анализа (IIASA, Австрия) Елена Ровенская презентовала модель выявления системных рисков в финансовом секторе, разрабатываемую в IIASA. В ее докладе было сформулировано понятие «системных рисков», приведены примеры влияния банкротств отдельных банков на банковский сектор в целом. Модель была апробирована на данных австрийского банковского сектора. Участники дискуссии обсудили возможность ее адаптации к российским условиям.

Доклад ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Михаила Мамонова был посвящен выявлению «дыр» в капиталах еще не обанкротившихся российских банков. Были описана методика ранней идентификации присутствия «дыры» в капитале банка, а также предложены оценки масштаба возможных потерь. Результаты оценок говорят о том, что на середину 2016 г. скрытые проблемы с капиталом могли затрагивать более половины действующих банков, а суммарный объем потенциальных потерь – превышать 5% ВВП.

Ведущий эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко в своем выступлении остановился на оценках отдельных аспектов текущего состояния российского банковского сектора. По его словам, ряд индикаторов свидетельствуют о низком уровне деловой активности как в банковском секторе, так и среди корпоративных клиентов российских банков. Последнее обуславливает низкий спрос на кредит со стороны экономики. Кроме того, растет доля госбанков на рынке частных вкладов, а процентная маржа от кредитно-депозитных операций остается на критически низком уровне.

Эльман Мехтиев, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков, в своем докладе осветил важность восстановления доверия между банковским сектором и его клиентами. Единственным фактором, удерживающим вложения населения в банках, по его словам, является действующая система страхования вкладов. В качестве нового инструмента повышения доверия клиентов к банкам было предложено постепенное внедрение в РФ принципов поведенческого надзора – новой модели надзора в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг со стороны регулятора.

Презентации к выступлениям:

Модератором дневной экспертной дискуссии «Торгово-экономическая стратегия развития России и ЕАЭС в современных условиях» выступил директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС, заведующий лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель.

Масштабные качественные изменения, происходящие в международной торговой системе в связи с развитием процесса регионализации, углубление евразийской интеграции, повышение уровня интересов отечественного бизнеса на международной арене по мере интернационализации и транснационализации российской экономики, изменение характера экономической интеграции обусловливают необходимость формирования новых подходов к российской интеграционной стратегии. При этом активная интеграционная повестка должна быть выстроена таким образом, чтобы способствовать повышению темпов роста российской экономики.

Участники заседания обсудили пути продвижения Россией своих интересов в рамках ВТО, стратегии взаимодействия с торговыми соглашениями нового поколения, результаты двух лет функционирования договора о ЕАЭС, способы развития экспортного потенциала в ЕАЭС, возможность использования торговой политики в качестве одного из инструментов повышения темпов экономического роста.

Глава отдела Евразии Секретариата по глобальным отношениям ОЭСР Уильям Томпсон подчеркнул, что, хотя по политическим причинам процесс вступления России в эту международную организацию приостановлен, в рабочих группах идет очень активное взаимодействие. Он отметил активное участие России в G20.

Директор по прикладным исследованиям ЦЕФИР Наталья Волчкова в своем выступлении остановилась на цепочках добавленной стоимости (ЦДС). Она подчеркнула, что низкая диверсификация экспорта и низкая вовлеченность в ЦПД является проблемой для всех стран ЕАЭС. По словам эксперта, чем сильнее страна вовлечена во внешнюю торговлю, чем выше ее положение в цепочке, тем больше производство добавленной стоимости. При этом интеграция дает новые возможности для диверсификации экспорта стран – членов ЕАЭС.

Волчкова привела следующие данные. Если в целом по ЕАЭС доля импорта при производстве экспортных товаров составляет около 13%, доля экспорта в экспорте третьих стран – 32% и доля экспорта, возвращаемая через импорт, - 1,4%, то для России эти показатели равны, соответственно, 9, 39 и 2%, для Беларуси – 81, 24 и 0,4%, для Казахстана – 21, 39 и 0,4%. По этим данным Беларусь является лидерам, тогда как Россия слабо использует импорт в экспорте.

Н. Волчкова рассказала о важной роли импорта в экономике стран. Да, экспортные фирмы являются самыми производительными в экономике, поскольку увеличение экспорта происходит за счет вытеснения из производства менее производительных фирм. Но именно импорт является источников роста производительности фирм, поскольку также помогает вытеснить из экономики менее производительные фирмы, высвобождая ресурсы для более высокопроизводительных. Импорт стимулирует конкуренцию в экономике, снижая цены для потребителей. Исходя из этого, эксперт сделала вывод о том, что импортозамещение снижает благосостояние населения и для России является неэффективным.

Наталья Волчкова отметила очень большие различия в торговой политике для экспорта и импорта. По ее мнению, экспортное и импортное позиционирование торговой политики должно быть предметом обсуждения.

Она также указала, что Единый Таможенный Тариф сегодня не продуман с точки зрения развития экспорта стран ЕАЭС.

Бывший ведущий экономист Всемирного банка Дэвид Тарр в своем выступлении осветил вопросы  присоединения Республики Беларусь к ВТО. По его мнению, от вступления в ВТО для Беларуси мало что изменится, поскольку, являясь членом ЕАЭС, она уже приняла значительный объем обязательств России перед ВТО, хотя сама и не является членом этой международной организации. Так, она снижает тарифы на промышленные и сельскохозяйственные товары, а также сокращает объемы субсидирования аграрного производства. В то же время снижение барьеров в секторе услуг в отношении как белорусских поставщиков, так и иностранных инвесторов в качестве составной части присоединения к ВТО должно обеспечить существенные выгоды.

Рассказав о прогнозах развития евразийской интеграции, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров резюмировал: «Ближайшие годы будут трудными, но надежды мы не теряем».

Презентации к выступлениям:

В третий день форума состоялась экспертная дискуссия «Налогообложение электронной коммерции: выбор приоритетов, мировой опыт». Действующая система международного налогообложения, созданная в 1950-х годах, основана на налоговой конкуренции, имевшей место в послевоенные годы для привлечения инвесторов любой ценой, и на индустриальном характере экономики. Широкое распространение компьютеров, сети Интернет и цифровых технологий привело к существенным изменениям для многих рынков: изменениям подверглись используемые бизнес-модели, появились новые виды товаров и услуг, целые рынки, существенно повысилась мобильность бизнеса и граждан. В этих условиях система международного налогообложения уже не соответствует реалиям современной экономики.

Модератором дискуссии выступила заведующая лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС и Института Гайдара Наталья Корниенко.

Участники встречи обсудили  международный опыт налогообложения электронной коммерции, позицию ОЭСР и ЕС; степень соответствия реалиям цифровой экономики налоговых систем России и стран ЕАЭС; оправданные подходы к налогообложению электронной коммерции.

Суббота, 14.01.2017