В ИЭП состоялась конференция «Ислам в современном мире – поиск аналитических подходов»

6 декабря 2016 г. в Институте Гайдара состоялась конференция на тему: «Ислам в современном мире – поиск аналитических подходов».

Организаторами конференции выступили Институт Гайдара и редакция журнала «Государство, религия, церковь».

ПРОГРАММА >>>

     

Первая панель была посвящена анализу современных исламских движений. По мнению участников, современные исламские движения характеризуются достаточной разнородностью. Как считает российский кавказовед Ахмет Ярлыкапов, разнородность и разномыслие отдельных исламских движений является на самом деле не показателем кризиса религии, а индикатором развития ислама и это нормальная ситуация поиска ответа на вызовы, с которыми приходится сталкиваться современному мусульманину. Причем разобщенность и разномыслие среди мусульман ощущается сильнее в крупных городах.

    

Руководитель Научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института Гайдара Ирина Стародубровская выдвинула гипотезу о том, что в Дагестане религиозный раскол несет потенциал реформации, ведущей к ломке
традиционных институциональных отношений.

И. Стародубровская указала, что процессы, происходящие с исламом в Дагестане сегодня отчасти напоминают протестантское реформаторское движение, распространенное в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII века, которое ставило своей целью реформацию католического христианства в соответствии с Библией. Реформаторам присущи были как черты консерватизма, так и модерности. Реформаторы выступали за доступность Священного писания для простых людей, что привело к различным его толкованиям и расколу среди протестантов. Реформаторское движение было также попыткой осмыслить мир в религиозных терминах и ценностях. Реформаторы выступали не только за реформу церкви, но и всей жизни в целом в соответствии с религиозными ценностями. Для реформаторов социальные связи с единомышленниками были сильнее, чем родовые связи.

Далее Ирина Стародубровская описала процессы, которые происходили в Дагестане в конце 1980-х – начале 1990-х гг. «Начинает рушиться мир, к которому привыкли люди. Если раньше в Дагестане были достаточно замкнутые культурные ареалы: многонациональные города со своей культурой, а на периферии – большое число достаточно замкнутых общин, то в результате масштабной миграции в города замкнутость начала разрушаться. Поэтому у людей появилась потребность по-новому осмысливать происходящие вокруг них процессы. И здесь мы видим черту, присущую Реформации – попытка осмысления мира в религиозных категориях», – отметила эксперт. Исламские фундаменталисты, предпринимая активные попытки возврата к истокам, начинают ломать привычные устои, ломают традиции, что также было характерно для Реформации», – подчеркнула Ирина Стародубровская. Вместе с тем, по ее мнению, реальность меняется именно религиозными фанатиками, поскольку для того, чтобы человек порвал с привычной для него средой, должны быть очень сильные стимулы, чем и являются религиозные стимулы.

Для понимания процессов, происходящих с исламом в Дагестане, И. Стародубровская предложила использовать термин «исламская реформация», поскольку в условиях социальных сдвигов: глобализации, урбанизации, разрушения прежнего социального уклада – процессы, происходящие в исламской среде, во многом схожи с теми, которые были характерны для христианства времен Реформации.

    

Научные сотрудники Центра региональных исследований и урбанистки РАНХиГС Евгений Варшавер и Егор Лазарев представили результаты опроса, посвященного анализу ценностных ориентаций дагестанских мусульман. Опрос был проведен с целью понять, как религиозные группы отличаются по ценностям. Респонденты были разделены на следующие религиозные группы: «секулярные», «суфии», «традиционалисты», «нетрадиционный ислам».

Предварительные результаты опроса показывают, что в целом дагестанцы счастливы (85% ответили, что они очень счастливы или скорее счастливы), 60% дагестанцев чувствуют, что они защищены, 55% респондентов считают, что они контролируют свою жизнь. Среди ценностных ориентаций на первом месте у респондентов находится семья, затем здоровье и религия. На вопрос, какие ценности необходимо привить детям, респонденты отмечали «терпимость к другим». Опрос показал, что суфии и нетрадиционные мусульмане более консервативны в гендерном и политическом вопросах, чем традиционалисты и секулярные.

В рамках конференции состоялся круглый стол «Исламская реформация: эвристическая ценность подхода», на котором участники обсудили смысл использования термина «реформация» применительно к современной ситуации в исламе, социальные сдвиги и исламский фундаментализм, а также попытались ответить на вопрос, чем является исламский фундаментализм – архаикой или особым путем модернизации.

На второй панельной дискуссии, модератором которой был Ахмет Ярлыкапов, выступили: Евгений Варшавер с докладом «Коалиционный клинч против исламского порядка: как в Дагестане пытаются достичь безопасности и справедливости?»; Егор Лазарев рассказал о влиянии военных конфликтов на соотношение российского права, шариата и адата в Чечне. Старший научный сотрудник Института Гайдара Константин Казенин рассказал о причинах возникновения конкуренции регулирующих систем в хозяйственных отношениях в Дагестане.

ПРЕЗЕНТАЦИИ

Вторник, 06.12.2016