Своеобразие региональных проблем России обусловлено становлением нового геополитического пространства и принципиально новой модели экономического развития.

Фундаментальной причиной экономического неравенства регионов является концентрация экономической деятельности на территориях, которые обладают конкурентными преимуществами и определяются такими факторами, как обеспеченность природными ресурсами, выгодное географическое положение, агломерационный эффект, уровень человеческого капитала, институциональная среда.

Взаимодействие регионов в существующей пространственной конфигурации характеризуется сохранением разрыва в темпах роста экономики между отдельными субъектами Российской Федерации. В связи с этим актуализировались проблемы совершенствования механизмов регионального управления и формирования принципиально новых инструментов реализации региональной политики. Поиск оптимальных пропорций регионального развития – крайне сложная задача, которая меняется в зависимости от конкретных условий развития. Анализ основных тенденций развития регионов показал результаты и достижения политики выравнивания регионов и позволил сформулировать основные проблемы дальнейшего совершенствования методологии и механизмов территориально-пространственного развития.

Важную роль при реализации государственной политики регионального развития играют подготовка и утверждение стратегии пространственного развития, предусматривающей основные направления совершенствования системы расселения и приоритеты размещения производительных сил. Применение форм регионального развития, обеспечивающих комплексный характер развития территорий, включает такие механизмы как особые экономические зоны, территории опережающего развития, зоны территориального развития, территориальные кластеры, городские агломерации. Оптимизацию и обоснование перспективных подходов к административно-территориальному делению и формированию государственных программ по территориальному принципу целесообразно проводить с учетом выделения территорий опережающего развития (ТОР) и приоритетов развития регионов, имеющих особо важное стратегическое значение.

Принятые на федеральном уровне программные документы развития экономики и социальной сферы задают вектор для подготовки соответствующих программных документов на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом на региональном уровне подготовка указанных документов должна осуществляться с учетом обоснованных предложений органов местного самоуправления по размещению региональных объектов производственной, социальной, транспортной и таможенно-логистической инфраструктуры, исходя из экономических приоритетов и конкурентных преимуществ, сложившихся в муниципальных образованиях.

Особое место в системе стратегического регионального развития занимают стратегии социально-экономического развития федеральных округов, призванные скоординировать направления развития федеральной, региональной и муниципальной инфраструктуры с учетом территориального распределения ресурсной базы, рационального межрегионального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции.

Система стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должна сформировать предсказуемую, благоприятную среду для планирования и реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса. Принципиально важно отметить, что экономическая природа таких мер должна выражаться в формировании максимально благоприятных условий для развития бизнеса на соответствующих территориях с учетом их экономической специализации и социальной модернизации. При этом повышается значимость согласования стратегий социально-экономического развития для всех федеральных округов и координации деятельности региональных органов по реализации мер поддержки внешнеэкономической деятельности, формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций.

На региональном уровне принципиально важным становится консолидация ресурсов и механизмов развития за счет диверсификации структуры экономики и занятости регионов и городов, формирование и развитие импортозамещающих и экспортоориентированных производств, создание функционально сбалансированных систем поддержки экспорта и привлечения инвестиций, взаимосвязанных с федеральными институтами и механизмами и дополняющих их с учетом региональной специфики.

Региональная политика также должна предусматривать применение мер по стимулированию внешней и внутренней миграции населения для формирования постоянных трудовых ресурсов на развивающихся, геополитически важных территориях путем активизации производственной деятельности и создания качественной социальной инфраструктуры.

Важное значение при этом приобретает подготовка и переподготовка кадров для обеспечения потребности экономики регионов в трудовых ресурсах в территориальном и профессионально-квалификационном разрезе с учетом перспективных долгосрочных инвестиционных планов крупных компаний и организации сотрудничества с учреждениями системы образования.

Приоритетным направлением региональной политики является разработка комплекса инструментов, обеспечивающих мотивацию к мобилизации внутренних ресурсов и наращиванию собственного экономического потенциала территорий. Отсутствие четких приоритетов региональной политики негативно отражается на эффективности применения таких инструментов федерального влияния, как федеральные целевые программы, инвестиционный фонд, особые экономические зоны, венчурное финансирование.

Комплексная региональная политика рассматривается как элемент национальной экономической и структурной политики, помогая генерировать рост в регионах. Многоуровневое управление с участием национальных, региональных и местных правительств, а также заинтересованных сторон, например частных лиц и некоммерческих организаций, имеет большее значение по сравнению с предыдущими подходами.

Государственные программы должны быть ориентированы на формирование механизмов поддержки конкурентных преимуществ с учетом вклада регионов в общую динамику развития. В связи с этим необходимо установление общих показателей и четких стандартов в сфере мониторинга и оценки результатов государственных программ, направленных на региональное развитие. Таким образом, государственная политика действительно будет направлена на консолидацию целей и повышение эффективности.

Ольга Изряднова – зав. лабораторией структурных проблем экономики