Миграционные иллюзии порождают чайна-таун

Дата публикации
Четверг, 29.01.2004

Авторы
М. Денисенко

Серия
Газета.ру

Аннотация
Если экономическое развитие России будет хоть сколько-нибудь успешно, иммиграция уже скоро станет для нее и социальной, и политической проблемой. Как это было во многих бурно развивающихся странах. Что нужно делать, чтобы заранее ее смягчить и взять под контроль? Группа экспертов разработала по заказу ИЭПП концепцию либеральной иммиграционной политики для России. Только разумный, рациональный либерализм позволяет взять проблему иммиграции под контроль, считает доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ, соавтор исследования Михаил Денисенко.

Концепции и образцы

Опыт, на который мы ориентировались, для многих является знаковым. Не только мы, но и большинство специалистов в других странах считают, что в Канаде и Австралии проводится наиболее сбалансированная иммиграционная политика.

Российское иммиграционное законодательство, прежде всего федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ", в большей степени ориентируется на европейские образцы. Эти страны с середины 1970-х стали закрывать свои границы для иностранных рабочих, и их законодательство достаточно строго по отношению к иностранцам. (В период экономического кризиса 1973--1974 года обострилась проблема безработицы, причину которой видели, в частности, в огромном количестве иностранцев, которых приглашали на работу в 60-е годы.) Так, в Германии закон 1973 года, запрещавший нанимать рабочих из третьих стран, стал терять силу только в конце 90-х.

У нас тоже круг лиц, которые могут получить разрешение на постоянное проживание, ограничен теми, кто въехал в страну и получил разрешение на временное проживание, которое выдается в рамках определенной квоты. Как устанавливается размер этой квоты – 500 тысяч – непонятно. Причем эта квота никогда не выбиралась. Сам процесс получения всех разрешений и регистрации является трудоемким и забюрократизированным.

В 2002 г. был принят новый закон "О гражданстве", который, с моей точки зрения, с самого начала был не столь плох, как, скажем, закон о правовом положении иностранных граждан. А к поправкам, которые были внесены в него в конце 2003 года, я отношусь очень осторожно.

Дело в том, что гражданство и иммиграция связанные, но все же разные проблемы.

Привлечение квалифицированных мигрантов осуществляется через миграционное законодательство, а не через закон о гражданстве. Привлекают людей заработками, условиями работы и жизни, но не гражданством. Гражданство – это форма интеграции.

В принятой же в 2003 году правительственной Концепции регулирования миграционных процессов преобладают отрицательные суждения в отношении иммиграции. Вызывает удивление, что там, по сути, предлагается контролировать эмиграцию квалифицированных специалистов и образованной молодежи.

Это положение правительственного документа противоречит 27-й статье Конституции, в которой говориться, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

Какие здесь могут быть вопросы? Что можно контролировать?

Вообще, когда мы говорим о том, какой мы хотим видеть миграционную политику, то сразу надо развести два принципа: жесткость и либерализм. Канадскую или австралийскую политику иногда называют либеральной, но этот либерализм основан на определенных и всем известных положениях. Перед миграционной службой страны ставятся задачи привлекать тех, кто ей нужен, и отсекать тех, кто не нужен. Это задача сложная, но здесь она решается с меньшими материальными и моральными издержками.

Иллюзия временной миграции

Прежде всего следует выделить программы для временных и постоянных мигрантов. То, о чем у нас говорят сейчас, что прописано в законе о положении иностранных граждан и в правительственной концепции, – все это, по сути, ориентировано на временную миграцию. Но, как говорил один европейский исследователь, нет ничего более постоянного, чем временная миграция. Европа долго жила иллюзией о временном характере трудовой миграции. Ошибка, например, немецкой политики 1960-х годов была в том, что они полагали, что иммигрант приезжает работать, а потом уезжает. Но уезжала из страны только треть временных рабочих!

То, что сделает Россию страной иммиграции в полном смысле этого слова, – это внедрение института постоянной миграции, то есть переселений.

Хотят граждане стран СНГ переселится в Россию на постоянное место жительства – пусть обращаются в российское посольство, так же как идут в канадское или австралийское, пусть подают запросы. Их дела будут рассматриваться.

В России потребность в иммигрантах с каждым годом будет ощущаться все больше и больше, поскольку население России быстро сокращается. Переселенцы, получив статус постоянного жителя, смогут спокойно жить и работать здесь, делать инвестиции и создавать предприятия без неопределенности в будущем и унижений постоянной перерегистрации. Не обязательно сразу получать гражданство. Гражданство они могут получить и через 5 лет.

Для этого необходимо разделить миграционный поток на две части – переселенцев и временных мигрантов, как это пытаются сделать в европейских странах. Но надо смотреть правде в глаза: постоянная миграция есть.

Индивидуальный отбор: образование, профессия, адаптивность

Сейчас балльная система отбора претендентов, разработанная в Канаде и Австралии, считается оптимальной. Аналогичную систему собираются ввести в Германии. Главное достоинство ее в том, что иммигранта отбирают на основе его индивидуальных характеристик. У нас часто говорят, что демографические проблемы можно решить путем репатриации русскоязычного населения. Но подавляющее большинство русскоязычных Украины, Белоруссии или Казахстана не собираются переезжать в Россию. Едут к нам не только русскоязычные, и в перспективе таковых будет гораздо больше.

Демографический потенциал русских, украинцев и других говорящих на русском языке народов в странах СНГ низкий – это стареющее и убывающее население.

Балльная система позволяет избежать дискриминации и в то же время учесть индивидуальные качества претендентов. Критерии этой системы вырабатываются с учетом потребности страны. Для привлечения квалифицированных мигрантов в балльной системе предусмотрено начисление большого количества очков тем, кто обладает высоким образовательным статусом. Среди других критериев отбора – опыт работы и профессия, наличие родственников в стране, опыт учебы или пребывания в ней, возраст. В качестве критерия адаптивности – знание языка. Все баллы суммируются. В итоге может получиться так, что человек, который не очень хорошо знает язык, но является отличным специалистом, наберет больше баллов. Наши предложения ориентируются именно на эту систему.

Возможно и введение региональных программ. Во Франции если какая-то провинция заинтересована в привлечении мигрантов, то она может выделить средства на это.

Перспектива обезлюдения волнует значительное количество региональных администраций в России, и многие в этих программах участвовали бы.

Опыт показывает, что если программа миграции хорошо организована, то мигранты хорошо интегрируются и серьезных конфликтов не бывает. За счет программ регионы удовлетворяют свои потребности в налогоплательщиках или специалистах. Тут, правда, вопрос квалификации достаточно сложен: опыт России показывает, что к нам приезжает очень много неквалифицированных рабочих. Но эта проблема может быть решена при отборе людей на постоянное место жительства, если мы делаем перечень специальностей, в которых нуждаемся.

Временные: сезонные и неквалифицированные

Что касается временной миграции, то ключевым моментом здесь является миграция и положение мигрантов из СНГ. Сейчас у нас действует безвизовый режим пересечения границы. "Новые иностранцы" из ближнего зарубежья на законных основаниях могут приезжать в Россию сроком до 3 месяцев. Предполагается, что они не работают, но они работают.

Несомненно, здесь надо проводить реформу, упрощать процедуры получения разного рода разрешений. Почему бы, например, не разрешить мигрантам из СНГ выполнять сезонные работы без получения разрешения в местных или федеральных отделах труда? В этом случае ответственность за соблюдения закона должна быть возложена на работодателя. К такой системе стремятся в Англии и США. Очевидно, следует отказаться от системы квот. Они только создают иллюзию управления иммиграционными процессами. Нам необходимы не квоты, а ежегодная оценка рынка труда с точки зрения востребованности отдельных специальностей в России и ее регионах.

В борьбе с нелегальными мигрантами России не помешала бы и амнистия или легализация статуса нелегальных мигрантов. Как показывают исследования, любой мигрант, нарушающий законы о пребывании в стране, стремится легализовать свое положение, даже если это ему экономически не выгодно. Подобная амнистия не только помогла бы многим людям решить целый ряд проблем, увеличить налоговые сборы.

Возможно, мы бы получили реальные оценки и количества "нелегалов", и размеров теневой экономики, которую они обслуживали.

Пример президента Буша, который не боится говорить об амнистии 14 миллионов нелегальных мигрантов в США, в этом плане только вдохновляет. Один из немецких исследователей отметил, что вступление в Евросоюз стран Восточной Европы приведет к амнистии нелегальных мигрантов в Германии.

Создание пусть даже на части территории нескольких республик бывшего СССР единого миграционного пространства со свободой перемещения типа шенгенской зоны решит проблему нелегальной миграции в этих странах.

Но свобода перемещения не отменяет регистрацию. Если гражданин Италии хочет жить в Дании, то после трех месяцев пребывания в стране он должен зарегистрироваться, подтвердив, что у него есть работа или средства для жизни. При этом никакого вида на жительство он получать не должен. Регистрация должна выполнять главным образом учетную функцию.

Интеграция или "чайна-таун"?

Миграционная политика в системе государственной социально-экономической политики выполняет подчиненную функцию. Неправильно начинать борьбу с терроризмом и криминалом с мигрантов. Также бессмысленно представлять ограничительные меры против миграции как средство борьбы с теневым сектором.

В нашей стране формируется негативное отношение к мигрантам. И все меньше людей при этом помнят о том, что еще 15 лет назад с подавляющим большинством этих мигрантов мы были соотечественниками. Развитию негативных настроений, в первую очередь, способствуют недостаток достоверной информации, материалы многих официальных документов и выступлений государственных мужей. Так, в правительственной Концепции регулирования миграционных процессов прямо говорится, что массовая миграция иностранных граждан из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии зачастую ухудшает социальную обстановку, создает базу для формирования террористических организаций и политического экстремизма, является угрозой безопасности.

Одной из миграционных "страшилок", которой пугают российских граждан, являются "чайна-тауны".

Но надо понимать, что чайна-тауны, маракешы, маленькие стамбулы и сайгоны являются как раз результатом жесткой политики по отношению к иммигрантам.

Об этом говорит опыт развитых стран. Бдительный полицейский контроль препятствует нормальному ходу интеграции иммигрантов. Они, часто с плохим знанием языка, низким уровнем образования, ищут поддержку у своих соплеменников, укрепляя тем самым сплоченность и замкнутость иммигрантских этнических группировок. Когда нас пугают китайской иммиграцией, стоит вспомнить, что единственный способ ее предупреждения – это полное закрытие границ. Кто сегодня на это пойдет по чисто экономическим соображениям? А значит, "капля за каплей", как и в других станах мира, в России тоже появится китайская диаспора. Вопрос только, какой будет эта диаспора. Чайна-тауном, сформировавшимся в условиях запретов и препон, который живет по своим внутренним законам? Или она будет состоять из китайцев, которые считают русский язык и культуру своими? Китайскую, как и любую другую миграцию, не нужно боятся, ее нужно уметь контролировать. И в рамках переселенческих программ, которые мы предлагаем ввести, китайцам и представителям других народов мира нашлось бы место на необъятных просторах нашей Родины. Два века назад у нас умели его находить.

Примечания


Михаил Денисенко
доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ

Перейти к другим выпускам