Проблемы корпоративного управления

Дата публикации
Среда, 21.01.2004

Авторы
Наталья Старостина

Серия
Бюро правовой информации

Аннотация
Проблемы развития корпоративного управления в России накануне решили обсудить ведущие экономисты и ученые, собравшись за круглым столом на тему "Корпоративное управление в Польше и России: Достижения и Перспективы". Оказалось, что и то - "достижения" и другое - "перспективы" присутствуют в развитии российского корпоративного управления. Однако сохраняются и препятствия, мешающие успешному развитию этой деятельности, такие как закрытость российских компаний и недостатки законодательства.

С докладом о формировании российской модели корпоративного управления выступил д.э.н., заместитель руководителя научного направления "Макроэкономика и финансы" Института экономики переходного периода Александр Радыгин. По его словам, несмотря на сохраняющуюся закрытость российских компаний, в области корпоративного управления наблюдается прогресс. Серьезные изменения за последние три года произошли в правовой базе: заметно обновлен закон «Об акционерных обществах» (правда, с опоздание на 4 года), принят кодекс корпоративного поведения (правда, он не получил широкого распространения), принят новый закон о банкротстве(но он тоже не гарантирует невозможность его использования для агрессивных поглощений).

Заметив, что говорить о специфических проблемах корпоративного управления ему не хотелось бы, Радыгин подробно остановился на "уроках этапа зарождения и первоначального становления системы корпоративного управления в России". Этот этап, по мнению ученого, сложился фактически к 2003-2004 годам, и в настоящее время страна переходит к решению более сложных задач. Критериями здесь выступают устойчивость структуры собственности, использования контрактов, устойчивость политической и правовой структуры, институциональных факторов и правовой системы. Фактор глобализации, который нельзя не учитывать в связи с распространением новых технологий и ряда других моментов, по мнению Радыгина, не означает полной универсальности корпоративного поведения. "Безусловно, - отметил он, - есть общие требования (подотчетность компаний, честность руководства и т.д.), но общие моменты имеют специфическую оболочку".

Среди крупнейших компаний также есть определенный прогресс по применению стандартов цивилизованной практики корпоративного управления. Это касается и прозрачности в целом, и распространения информации о деятельности компании, и дивидендной политики, и политики в отношении структуры совета директоров. "Однако этот прогресс является техническим, обычным принципом для обычного круга российских компаний и носит формальный характер", - сказал Радыгин. Российские компании стремятся к цивилизованному имиджу в сфере корпоративного управления. Однако, как показывает практика, наличие в компании эффективных методов корпоративного управления не спасает её от судебного преследования.

К основным препятствиям, мешающим успешному развитию корпоративного управления, Радыгин отнес закрытость российских компаний, наличие системы организации бизнеса в виде групп, проблемы самофинансирования в Российских компаниях, недостатки законодательства. Вместе с тем, ученый отметил, что Россия не уникальна в своих проблемах: трансфертные цены, проблемы реестра, банкротства и многие другие проблемы типичны для многих стран в переходный период. «Нигде не достигнуто 100%-ное соответствие принципам корпоративного управления», - заметил Радыгин. Одной из важнейших задач в данной сфере является не столько «трансплантация новаций», сколько тонкое, деликатное регулирование процессов корпоративного управления.

"В России юридическая база намного лучше, чем во многих западных странах. У нас по закону акционеры выбирают членов в совет директоров, а на западе менеджеры. В результате чего и корпоративные скандалы там возникают чаще и бывают громче, чем у нас. Примером этому может служить сегодняшняя ситуация с компанией "Parmalat", - так начал свое выступление первый заместитель Гендиректора Мосэнерго, управляющий директор по корпоративной политике и управлению собственностью Дмитрий Васильев.

По его словам, уже многие российские компании стали следовать некоторым нормам корпоративного управления. "Уже экономически, в условиях финансовой стабильности компаниям стало выгодно быть более прозрачными и открытыми. Экономически - это путь к повышению эффективности бизнеса", - отметил Васильев. Сейчас этому свидетельствуют многочисленные отчеты крупных российских компаний, публикующиеся практически ежеквартально на сайтах и в СМИ.

Ложкой дегтя в бочке меда назвал Васильев российскую систему правоприменения. Серьезным препятствием для создания эффективной системы корпоративного управления остается высокая коррумпированность в государственных структурах, - подчеркнул замглавы Мосэнерго. Так, например, он полагает, что «в банковской сфере никогда не будет нормального корпоративного управления, пока Центробанк непрозрачен и коррумпирован».

"Реформа корпоративного управления находится сейчас на таком этапе, когда её почти не видно, и единственной мерой, способной искоренить коррупцию и улучшить систему правоприменения, является административная реформа во всех сферах", - резюмировал Васильев.

Директор Ассоциации по защите прав инвесторов Александр Иконников считает, что с коррупцией станет легче бороться, если госпредприятия начнут жить по законам, предписанным частным компаниям. Для государства, по мнению Иконникова, было бы логичным после принятия кодекса корпоративного управления для российских компаний, сделать следующий шаг по применению этого кодекса и в государственных предприятиях, в частности используя институт независимых директоров в тех предприятиях, где государство имеет свою собственность.

Помимо этого, для развития корпоративного управления, он предложил дать более четкое определение самому понятию «корпоративное управление», которое было бы понятно всем и каждому. "Это понятие сегодня только формируется под воздействием различных фабул и разных действий, которые предпринимаются как со стороны бизнеса, так и со стороны государства", - сказал Иконников. По его словам, недавно по исследованию Ассоциации независимых директоров, совместно с Международной финансовой корпорацией проводилось исследование российских предприятий - Насколько бизнес понимает корпоративное управление. Из чего стало видно, что бизнес не понимает "Что такое корпоративное управление". "Полного понимания, что такое корпоративное управление нет, поэтому стоит сначала просветить предпринимательское сообщество. Тем более, что корпоративное управление - это не только корпоративное право, не только вопросы этики и поведения, это в первую очередь вопросы управления и вопросы управления, которые связаны с организацией эффективного внутреннего контроля, с организацией мониторинга, с организацией работы с точки зрения разработки реальной стратегии развития предприятия", - резюмировал глава Ассоциации по защите прав инвесторов.

Содержание

Примечания

Адрес статьи: http://www.bpi.ru/review/20966.html

Перейти к другим выпускам