Что даст России повышение тарифов на экспорт нефти?
Дата публикации
Понедельник, 24.05.2004
Авторы
Валерий Черкашин
Серия
КМ.ру
23 мая 2004 года в рамках встречи глав государств-участников соглашения о Едином экономическом пространстве (Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан) президент РФ Владимир Путин неожиданно сообщил, что правительством России принято решение о повышении тарифов на экспорт нефти. Как дал понять президент, это решение является вынужденной мерой, призванной защитить российский рынок, который страдает от необоснованного вывоза топлива (подробности читайте в статье "Путин выложил нефтяной козырь"). Так что же в действительности может дать российской экономике повышение тарифов на экспорт нефти?
На заданный вопрос специально для ведущего рубрики "Мнение" на KM.RU Валерия Черкашина ответили:
Юрий Медведев, депутат Госдумы ("Единая Россия"); первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму:
Когда Дума недавно рассматривала в первом чтении законопроект, связанный с изменением системы налогообложения, с повышением таможенных пошлин, с повышением НДПИ на нефть, мы исходили из того, что этим самым мы с одной стороны забираем часть доходов, которые, с нашей точки зрения, являются некой сверхприбылью, у нефтяников с учетом сложившихся цен на мировом рынке, а с другой стороны мы, тем самым увеличивая доходную часть бюджета, способствуем и содействуем развитию обрабатывающих отраслей. Не сырьевых отраслей, а обрабатывающих и перерабатывающих. Потому что другой-то цели мы не предусматриваем. И мне кажется, что заявление Владимира Путина подтверждает то, что мы уже предприняли, а не вводит какое-то новое дальнейшее повышение, потому что там есть механизм, который позволяет правительству автоматически увеличивать таможенные экспортные пошлины в зависимости от стоимости одного барреля.
Елена Шарипова, ведущий эксперт Института открытой экономики:
На сегодняшний день доходы от нефтяной отрасли составляют около трети федерального бюджета, а после повышения экспортных пошлин они достигнут приблизительно 40%. И то, что правительство опирается, в основном, на нефтяную отрасль – это очевидно, так как это самый легкий путь, идя по которому государство может увеличить свои доходы. Остаемся ли мы страной с сырьевой экономикой? Да, мы остаемся страной с сырьевой экономикой. Но повышение пошлин – это независимая вещь, потому что будем мы повышать пошлины или не будем повышать пошлины – все равно мы страна с сырьевой экономикой. Просто раньше большая часть доходов от экспорта нефти перераспределялась частным путем, а сейчас она будет перераспределяться государством: государство берет под больший контроль отрасль, которая приносит наибольший доход.
Вадим Новиков, эксперт Института экономики переходного периода:
Я думаю, что не стоит придавать большого значения этому решению, так как решения о пересмотре таможенно-экспортных пошлин на нефть, в соответствии с законом "О таможенном тарифе", производится каждые два месяца. Причем ставка пошлины определяется на основе предусмотренных в законе формул. Другими словами, речь идет о решении, которое является плановым, "автоматическим" . Если говорить более широко, то налогообложение нефтяной отрасли в гораздо большей степени объясняется фискальными соображениями, чем структурными приоритетами правительства. Пока сосредоточенность правительства на бюджетных проблемах столь высока, что при обосновании наличия в нефтяной отрасли резервов для увеличения налогов к таковым были отнесены и дивидендные выплаты в 2003 году, хотя широко известно, что подавляющая часть этих выплат была связана не с прибыльностью компаний сектора, а с проведением крупной сделки - слиянием "ЮКОСа" и "Сибнефти".
На вопрос ведущего рубрики, какие отрасли экономики выигрывают с каждым повышением таможенных пошлин на экспорт нефти, Вадим Новиков ответил следующее:
В данном случае речь идет обо всех российских потребителях, хотя, конечно, на некоторых отраслях это решение может сказаться больше, чем на других. В частности, это может благоприятно сказаться на черной металлургии, которая и так сейчас достаточно серьезно выиграла благодаря росту мировых цен на сталь.
Оригинал статьи: http://www.km.ru/opinion/index.asp?data=24.05.2004%2016:07:00