Рекламные услуги могут подорожать
Дата публикации
Понедельник, 24.05.2004
Авторы
Наталья Старостина
Серия
Бюро правовой информации
Федеральные власти намерены упразднить налог на рекламу, заменив его торговым сбором. Противники этой идеи, в том числе из московского правительства и Госдумы, настаивают на сохранении этого налога, отчисления от которого поступают в региональные бюджеты. Различные позиции в очередной раз были озвучены в конце минувшей недели на заседании экономического совета столичной организации партии "Единая Россия".
На заседании совета основной темой дискуссии стали перспективы изменения налоговой системы, затрагивающие доходность региональных бюджетов. Среди них - перевод транспортного налога с регионального на местный уровень, исключение из числа федеральных налога на операции с ценными бумагами. но в центре внимания собравшихся оказался налог на рекламу. Точнее, планы по его упразднению.
Причиной появления этих планов представители федеральных органов называют множество недостатков администрирования этого налога. Главный из них - невозможность налога на рекламу стать бюджетообразующим. "На российской территории он действует неравномерно, в полном объеме не собирается, в следствие чего не является существенным источником для многих региональных бюджетов", - заявила на заседании советник департамента налоговой политики Минфина Светлана Холева. Поэтому, считает она, целесообразнее его отменить.
В свою очередь, заместитель председателя Госдумы Георгий Боос обратил внимание на то, что регионы в этом случае потеряют часть своих доходов. По данным московского правительства, поступления от налога на рекламу в бюджеты региональных уровней с 2002 по 2003 год выросли на 60%. Поэтому, заявил вставший на защиту субъектов Федерации Боос, надо не отменять налог на рекламу, а устранять его недостатки.
В частности, было бы целесообразней, если налог уплачивали не рекламодатели, как сейчас, а рекламораспространители, то есть рекламные агентства. А если уж упразднения все-таки не избежать, то тогда нужно перевести рекламную деятельности в другую систему налогообложения. Например, в систему уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Этот налог вводится решением региональных властей для предприятий бытового обслуживания, розничной торговли, общепита, по ремонту и обслуживанию автотранспорта, автоперевозчиков, ветеринарных клиник и т.п. Сейчас налог на вмененный доход для таких видов предпринимательской деятельности заменяет несколько видов налогов - на прибыль организаций, на имущество, а также единый социальный налог. По мнению Бооса, реализация этого предложения, с одной стороны, позволит региональным бюджетам избежать налоговых потерь, а с другой, даст возможность улучшить администрирование налогообложения рекламного бизнеса.
Слова Георгия Бооса о необходимости уплаты налога рекламными компаниями, а не рекламодателями, активно поддержала вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Елена Панина. "Так как сегодня налог на рекламу уплачивает рекламодатель, многие предприятия экономят свои средства и не рекламируют свою продукцию", - рассказала она. А это, в свою очередь, приводит к трудностям в продвижении их продукции на рынке. Поэтому Панина выступила одновременно за развитие российской рекламы и за перенос уплаты налога на рекламораспространителя.
Между тем идея перевода рекламного бизнеса в систему уплаты единого налога на вмененный доход имеет свои существенные изъяны. Независимые эксперты предостерегают: подобное нововведение, хотя и может стать стимулом для развития рекламы, но, скоре всего, приведет к увеличению стоимости рекламных услуг.
Так, старший научный сотрудник Института экономики переходного периода Елена Шкребела приводит свои доводы против реализации подобных предложений. У организаций, применяющих общий режим налогообложения и пользующихся услугами рекламодателя, расходы на рекламу вычитаются из базы налога на прибыль, напомнила она корреспонденту БПИ. "Если организации, оказывающие рекламные услуги, переводятся на уплату единого налога на вмененный доход, который определяется на основании натуральных показателей, то зависимость уплачиваемых этими организациями налогов от объема и стоимости оказываемых ими услуг утрачивается", - пояснила Елена Шкребела. То есть проконтролировать объем и цену этой услуги, как и многих других, очень трудно.
"Возникает стимул к завышению сумм контрактов на рекламу, поскольку в одном случае у того, кто заказывает рекламу, они вычитаются из налоговой базы, уменьшая сумму уплачиваемых налогов. А в другом - дополнительные суммы контракта не будут увеличивать базу налогообложения. То есть перевод на вмененный налог, создаст дополнительные возможности для уклонения от налога на прибыль", - считает Елена Шкребела. Это рассуждение можно распространить на любые виды услуг, которые оказывает одно предприятие другому, поэтому она полагает, что применение вмененного налога к таким видам деятельности, как реклама, нежелательно.
При этом старший научный сотрудник Института экономики переходного периода оговорилась: пока недоступны для изучения проекты, разработанные правительством, или хотя бы документы, содержащие концептуальные решения, а также обоснования концепций, трудно комментировать предполагаемые изменения в законодательстве.