Российские эксперты призывают правительство Грузии не повторять наш опыт налоговой реформы

Дата публикации
Понедельник, 07.06.2004

Авторы
Елена Короп

Серия
Известия

Аннотация
Власти Грузии выразили желание ознакомиться с российским опытом экономических преобразований и намерены на его основе формировать собственную экономическую программу. Из Тбилиси вернулась группа экспертов, консультировавших правительство Михаила Саакашвили по вопросам налоговой реформы. "Грузия может стать одной из наиболее быстро развивающихся стран в СНГ и даже в мире" - к такому выводу пришел научный руководитель фонда "Центр стратегических разработок" Михаил Дмитриев. Главное - не повторять чужих ошибок, предостерегали грузинских коллег российские эксперты. Наш опыт налоговой реформы, по их мнению, нельзя признать удачным.

Договоренность об экспертных консультациях в области экономических реформ была достигнута во время поездки министра экономразвития Германа Грефа в Тбилиси во главе группы бизнесменов. Тогда же Каха Бендукидзе получил предложение стать министром экономики Грузии. "Мы собрались за несколько часов", - рассказывает Михаил Дмитриев. Он возглавил группу из пяти "лучших специалистов" по налоговой политике, в срочном порядке "выписанных" в Тбилиси, где сейчас работают над проектом Налогового кодекса.

Помимо Дмитриева, который до реформы правительства занимал пост первого замминистра экономразвития, в пятерку лучших вошли новый директор департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития 27-летний Саид Баткибеков, глава экспертного совета по налоговому законодательству бюджетного комитета Госдумы Михаил Орлов, завлабораторией Института экономики переходного периода Илья Трунин и президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева.

Правительство Грузии, делился впечатлениями Дмитриев, рассматривает экономические реформы как ключевой приоритет. Ими занимаются профессионалы высокого уровня, которые быстро принимают решения. "По энергии и реформаторскому порыву атмосфера в правительстве Грузии напоминает ситуацию в ЦСР в 2000 году, когда мы разрабатывали Стратегию экономического развития", - с ностальгирующей грустью заметил бывший замминистра. Саид Баткибеков отметил в грузинах глубокое чувство ответственности и отсутствие шапкозакидательских настроений. "Люди понимают, на что идут", - заключил он.

Интерес грузинских партнеров к российским экономическим преобразованиям кажется "серьезным и конкретным". Реформа бюджетного сектора, валютного, таможенного законодательства, пенсионной системы - всему этому в Тбилиси готовы учиться у новых союзников. Россия же представляет для Грузии наглядный пример того, как не надо делать реформы.

"В сфере налоговых преобразований Грузия не должна пойти по пути России", - говорит Михаил Орлов, который ранее возглавлял департамент налоговой политики Минэкономразвития. Ошибка нашего правительства, полагает Орлов, состояла в том, что, принимая год назад после долгих дискуссий решение о снижении налогов, оно выбрало налог на добавленную стоимость (НДС). Между тем надо было начинать со снижения единого социального налога (ЕСН) как наиболее обременительного для предприятий. Снижение ЕСН - основной метод вывода экономики из тени и легализации зарплат. К нему призвали бизнесмены и экспертное сообщество.

Реформу НДС мы тоже начали неправильно, считает Орлов. Правительство снизило ставку налога на 2%. Но для бизнеса разница между ставками в 20 или 18% не принципиальна. Гораздо важнее механизм ускоренного возврата НДС при экспорте и капитальном строительстве. Правительство же буквально на последнем заседании отказалось от этих идей, решив, что снижения ставки уже достаточно.

Прошлогодний пакет по налоговой реформе принимался в страшной спешке в конце апреля, когда оставались считанные дни для того, чтобы внести законопроекты в Думу и провести в весеннюю сессию. Предшествовавшее полугодовое обсуждение путей налоговой реформы сводилось к препирательствам консервативного и либерального крыла кабинета по поводу того, можно или нельзя снижать налоги.

"Есть проблема в российской версии налоговой реформы, - соглашается член бюро Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. - Момент для безболезненного снижения ЕСН был упущен, решение по НДС лишило бюджет подушки прочности. Теперь снижение соцналога угрожает доходам внебюджетных фондов и требует серьезных компенсаций. Чтобы компенсировать снижение эффективной ставки ЕСН до 26%, повышается подоходный налог и из пенсионной реформы выводится целая категория граждан, что ставит вопрос о логичности и предсказуемости действий российских властей".

Вспоминая о разговоре с Михаилом Саакашвили, Александр Шохин отмечает, что президент Грузии ставит перед своим правительством задачу не просто изучить теорию российских экономических реформ, но и учесть практику их реализации со всеми плюсами и минусами. Именно в этом ключе стоит воспринимать и идею создания экспертной группы, и приглашение Бендукидзе на пост министра экономики. "У Грузии есть возможность срезать угол и не повторять наших ошибок", - говорит Шохин. Для российских властей обмен опытом с грузинскими коллегами - повод переосмыслить сделанное.

Концепция налоговой реформы, обсуждаемая правительством Грузии, предполагает радикальное сокращение налогов, отмену более 70 налогов и сборов, упрощение администрирования, унификацию ставок. Наши эксперты, как рассказал Саид Баткибеков, рекомендовали грузинским коллегам переходить на плоскую шалу НДС при одновременном введении процедуры ускоренного возврата. В России, где треть налогоплательщиков платит НДС по льготной ставке, переход к плоской шкале этого налога - дело далекого будущего.

"Масштабы экономики страны и количество налогоплательщиков позволяют применять радикальные методы, которые в России недоступны", - говорит Баткибеков. По его мнению, у Грузии есть все шансы провести удачную налоговую реформу. Тем более что новый министр экономики известен радикальным подходом к снижению налогов и обещал сделать в Грузии ультралиберальное экономическое законодательство. В конце июня Бендукидзе и министр финансов Грузии приедут в Москву, чтобы определить формат и дальнейший график консультаций.

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам