Железный рубль

Дата публикации
Вторник, 01.06.2004

Авторы

Серия
Ведомости

Аннотация
Боязнь укрепления рубля у властей сродни фантомной боли. После кризиса 1998 г. и девальвации рубля в 4 раза российские производители, ранее страдавшие из-за дешевого импорта, смогли подняться. Рост продолжался на фоне дешевевшего рубля.

Все изменилось в 2003 г. — рубль за год укрепился к доллару на 7,9%, а на сегодня — уже на 9,7% по отношению к началу 2003 г. Основных причин две: мощный приток экспортной выручки из-за очень высоких цен на российскую нефть и резкого роста экспорта, наконец-то превысившего показатели времен СССР. И, во-вторых, приток заимствованных за границей средств, занимать которые российским компаниям стало выгодно из-за низких ставок и падающего доллара. Растущая российская экономика дает много возможностей для эффективного вложения этих средств.

Тут власти обеспокоились ростом рубля. Но опрос менеджеров производственных предприятий, проведенный Институтом экономики переходного периода (ИЭПП) в мае 2004 г., показал, что проблема рубль/доллар — далеко не главная головная боль производителей. Среди факторов, снижающих конкурентоспособность выпускаемой их предприятиями продукции, большинство из них назвали устаревшее оборудование, высокие тарифы на энергоносители и недостаток новых разработок. Проблема рубля — лишь на 9-м месте.

Более того, отчетность компаний связи или производителей соков показывает рост прибыли из-за укрепления рубля. Свои доходы эти компании получают на внутреннем рынке в рублях, а часть издержек — на приобретение телекоммуникационного оборудования или концентратов — несут в долларах. Аналогичная ситуация и у других игроков, ориентированных на бурно развивающийся российский внутренний рынок.

Российским властям стоит внимательнее посмотреть на экономику. Производители в “льготный” период после девальвации реструктурировали бизнес, снизили издержки, ввели новые продукты и брэнды. Те же, кто этого не сделал, погорели в борьбе со своими “продвинутыми” соотечественниками.

Импорт не страшен. Значительная его часть сегодня удовлетворяет инвестиционный спрос российских предпринимателей. То есть завозится не колбаса, а оборудование и технологии — необходимые, но не производящиеся у нас.

В этих условиях крепкий рубль — это один из стимулов изменения структуры экономики от сырьевого экспорта к внутреннему росту.

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам