Что происходит с банками: кризис доверия или же предпосылки экономического кризиса?

Дата публикации
Четверг, 08.07.2004

Авторы
Валерий Черкашин

Серия
KM.RU

Аннотация
Несмотря на то, что сегодняшняя ситуация кардинально отличается от ситуации шести- (гайдаровская реформа 1992 года) и 12-летней ("технический дефолт" в августе 1998 года) давности, можно вывести одну закономерность: кризисы в постсоветской России происходили в тот момент, когда действующая власть обладала наибольшим "кредитом доверия" (вернее, ей казалось, что она им обладает). (Подробности читайте в статье Банковский кризис "взорвет" рейтинг Путина") Так чем же является то, что происходит с банками в России сейчас: кризисом доверия или же предпосылкой экономического кризиса?

 На заданный вопрос специально для ведущего рубрики "Мнение" на KM.RU Валерия Черкашина ответили:


Борис Немцов, политик:
- Это, конечно, кризис, вызванный неуклюжими и малоквалифицированными действиями денежных властей России. Началось все с Содбизнесбанка, с финансовой разведки, а сейчас паника, в том числе и в "Альфа-банке", что представляет уже социальную опасность, ибо "Альфа-банк" – это крупнейший банк страны, который обслуживает сотни тысяч рядовых граждан России. По поводу "Альфа-банка" могу как вкладчик и друг акционеров сказать, что скорее Путин уйдет в отставку, чем лопнет "Альфа-банк". Этот банк – единственный частный банк, который выдержал дефолт 1998 года, он не подлежит подобного рода ликвидации просто в силу квалифицированного менеджмента и высокой ответственности акционеров, для которых их личная репутация дороже собственных денег. Это я знаю точно.

Что касается дальнейшего развития событий, то если кризис будет продолжаться, а недоверие к властям очень велико, то это может повлечь за собой кризис и в реальном секторе экономики. Сценарий кризиса понятен: люди будут выводить деньги из банков к себе в чулки, в экономике начнет сокращаться количество денег, не будет кредитных ресурсов для развития промышленности, и начнется промышленный кризис. То есть напуганный народ, за счет денег которого развивается экономика, возьмет и покажет фигу властям, и тогда может начаться кризис. Ничего его не предвещало, ситуация благоприятная, очень хорошая, но тем не менее…


Павел Медведев, депутат Госдумы ("Единая Россия"); заместитель председателя Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам; доктор экономических наук:
- Речь не идет об экономическом кризисе в макросмысле этого слова. Макроситуация не то, что не внушает никаких подозрений, она излишне хорошая и провоцирует некоторых людей, которые не кончали финансовых академий, продать часть валютного запаса Центробанка, с бюджетом что-нибудь сделать. Но, конечно, здесь не только кризис доверия. Все-таки присутствует физическая сторона дела: есть банки, которые проели свой капитал. Но их, по моим представлениям, подавляющее меньшинство. Беда состоит в том, что они лопаются с большим шумом. "Содбизнесбанк" просто гениальный оказался банк в смысле производства шума. И, конечно же, это влияет на доверие. Главная опасность – это отсутствие доверия. Сегодня на Совете Думы был формально рассмотрен законопроект, о котором вчера говорил Игнатьев (Сергей Игнатьев – председатель Центробанка – прим. ред.). Этот законопроект будет принят Госдумой 10 июля, Советом Федерации не позже 20 июля, после чего его без всяких сомнений подпишет президент, так как это будет реализацией его заявления о защите интересов вкладчиков. Смысл законопроекта состоит в том, что, как только он будет принят, в ситуации банкротства, когда банк даже не является членом системы страхования, гражданину это будет не важно. Если банк банкротится, то гражданин свой вклад до ста тысяч рублей получает так, как если бы банк был в системе страхования. Как это будет реализовано – это уже забота депутатов.

И вот как только станет широко известно, что принята такая мера, то эта самая страшная составляющая – паническая составляющая – исчезнет. При этом те немногие банки, которые не в состоянии платить по своим обязательствам, конечно, умрут – они уже умерли, просто это не очень видно – но они не повлияют на ситуацию.

На вопрос ведущего рубрики, можно ли согласиться с информацией агентства Moody’s, поставившего на пересмотр с возможностью понижения рейтинги 18 банков, Павел Медведев ответил следующее:

- Агентство Moody’s ведет себя достаточно благородно. Оно говорит: мы думаем, не снизить ли рейтинги банков, но наше решение будет зависеть от того, как поведет себя Центробанк, будет ли он способствовать решению текущих проблем у финансово устойчивых банков. Если внимательно прочитать то, что сказал Moody’s, то эти 18 банков, по его мнению, устойчивы. Беда состоит в том, что у них из-за паники могут возникнуть проблемы с ликвидностью. Но Центральный банк на день раньше, чем его спросил об этом Moody’s, принял беспрецедентное, но, по-моему, очень правильное решение: взять на себя ответственность за выплату вкладов до ста тысяч. Потом, правда, Центробанк при банкротстве будет эти деньги при возможности забирать из банков, но все это не касается вкладчиков. То есть, Центробанк действует так, как хотелось бы Moody’s. И, скорее всего, Moody’s либо передумает, либо очень сильно отложит принятие такого решения.


Вадим Новиков, эксперт Института экономики переходного периода:
- Фундаментальные причины происходящих событий лежат не во внезапно обострившемся кризисе доверия населения банкам, а также самих банков друг к другу, а в экономической политике государства.

Прежде всего в марте произошло необъявленное изменение денежной политики Центрального банка. С 1 марта по 1 июня (данные за июль еще не опубликованы ЦБ) денежная база сократилась на 7%, что негативно повлияло на ликвидность банков.

Другой фактор, который уменьшает ликвидность банковской системы – это политические причины, порождающие бегство капитала. Достаточно хорошо известна цифра оттока капитала за первое полугодие этого года: 5,5 миллиардов долларов США. Основной негативный фактор в этой области - "дело ЮКОСа", которое еще раз отчетливо показало и слабость российской судебной системы, и то, что заявления чиновников (включая Президента) не должны пониматься буквально.

В некоторой степени банки могли повышать ликвидность путем взаимного кредитования, однако этот процесс имеет очевидный предел - низкую кредитоспособность российской банковской системы в целом и, соответственно, ограниченный уровень взаимного доверия между банками. Так, по оценке Standard & Poor's кредитный рейтинг российской банковской системы определен как "B-", что позволяет относить ее к спекулятивному уровню. Последний отчет S&P содержит, в частности, следующее заключение: "Всякий прогноз в отношении кредитоспособности российских банков должен учитывать маловероятный, но чрезвычайно опасный сценарий разрушения банковской отрасли".

В сложившейся ситуации сжатия денежной базы, оттока капитала, снижения доверия к деятельности власти и общей слабости банковской системы кризис был весьма вероятен, и даже такие относительно незначительные события, как отзыв лицензии "Содбизнесбанка", могли вывести систему из устойчивого состояния.

Содержание

Примечания

Оригинал статьи: http://www.km.ru/opinion/index.asp?data=08.07.2004%2013:55:00

Перейти к другим выпускам