Бюджет хорош, но...
Дата публикации
Среда, 15.09.2004
Авторы
Татьяна Чаплыгина
Серия
Русский Курьер - 09.09.04
В этом году обсуждение федерального бюджета на 2005 год началось с критики его со стороны экспертов-экономистов. Их резюме: проект лучше, чем в прошлогодний, но вызывает сложные чувства, поскольку готовился он в период ожесточенных дискуссий о путях дальнейшего реформирования экономики. Поэтому в финплане не нашли отражения многие аспекты необходимых преобразований.
Напомним, проект федерального бюджета на 2005 год поступил в Госдуму 27 августа. Согласно регламенту нижней палаты, депутаты должны изучить его в течение 30 дней. Таким образом, дебаты на Охотном ряду начнутся в первых числах октября.
Одной из особенностей бюджета-2005 является существенное увеличение расходов на национальную оборону на 27,7% по сравнению с текущим годом, а также на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - на 26%. Другая особенность касается неожиданного решения Минфина направить часть средств стабилизационного фонда на текущие нужды: 74,7 млрд. рублей - на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и 92,2 млрд. рублей - на погашение внешнего долга и 167 млрд. рублей из средств стабилизационного фонда на замещение внешних заимствований.
Первую критику своих макроэкономических прогнозов правительство услышали из уст главы российского представительства МВФ Пола Томсена. Еще в конце июня он публично назвал базовые расчеты проекта бюджета "нереалистичными". По его мнению, снижение максимальной ставки ЕСН и перевод части натуральных льгот в денежную форму обойдется бюджету примерно в 2% ВВП (то есть превысит ожидаемый профицит бюджета - Ред.) и может поставить под угрозу стабильность макроэкономической ситуации. Увы, эмиссара не услышали. Не подумали и о расчетной цене на нефть. "Как можно устанавливать 28 долларов за баррель, когда даже самые консервативные эксперты говорят о коридоре 29 -32 доллара за баррель. Такое впечатление, что Герман Оскарович Греф не читает доклады своих экспертов", - заметил недавно сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин.
А вчера Институт экономики переходного периода (ИЭПП) выступил с развернутым разбором позитивных и негативных аспектов новой государственной сметы. Как отметил Илья Трунин, заведующий лабораторией проблем фискального федерализма и субнациональных финансов ИЭПП, к числу позитивных можно отнести новые принципы взаимоотношений с субъектами Федерации, переход к программно-целевому планированию и "правильное решение правительства тратить доходы на снижение налогового бремени, а не на поддержку государственных инвестиционных проектов". Рынок должен получить свободные средства и сам развивать экономику, а государству незачем тратить деньги на строительство заводов и подъем с сельского хозяйства, уверен последователь либерального реваншизма в экономике. Однако ему не понятно почему в документе не нашло отражения финансирование по результатам административной деятельности. И почему инвестиционную помощь из центра в размере 70 млрд. рублей получат только три региона: Москва, Татарстан и Башкирия.
Сомнительными с точки зрения обоснованности считают в ИЭПП и прогноз экономического роста. "Мы ожидаем рост ВВП в будущем году на уровне 5,5%, что будет вызвано заметным уже сейчас снижением инвестиционной активности из-за оттока капитала и незавершенным "делом ЮКОСа", а также более высоким, чем прогнозирует МЭРТ, средним курсом доллара, который по нашим оценкам составт 31-31,5 рублей", - отметил Сергей Дробышевский, заведующий лабораторией денежно-кредитной политики ИЭПП.
Что касается роста расходов на безопасность, то несмотря на очевидное повышение внимания государства к военнослужащим и "несколько гипертрафированную" заботу о прикладных исследованиях в оборонном комплексе, в проекте бюджета их увязка с ожидаемым результатом не просматривается. Как полагает Виталий Цымбал, заведующий лабораторией военной экономики ИЭПП, в расходных статьях не отражено выделение средств на процесс прохождения воинской службы, а именно на оборудование, преподавание, учебные пособия и так далее. Но главное: принципы финансирования контрактных военнослужащих "убивают" идею перехода к контрактной службе. "Уровень денежного довольствия контрактников, который сейчас установлен в размере 5 тыс. рублей в месяц, ниже уровня, определенного социологическими опросами, а оно должно на 20% превышать среднюю заработную плату и тем самым стимулировать заинтересованность молодых людей вербоваться для службы в Российскую Армию", - сказал Цымбал. Кроме того, как и в прошлом году, выведены из-под контроля доходы от утилизации вооружений и внебюджетные доходы Министерства обороны. И хотя на ведомство возложена обязанность строить служебное жилье за счет средств, полученных от реализации имеющего у него имущества, их примерный объем, равно как и объем строительства, не уточнен.
Таким образом, по заключению экспертов, подготовленный к рассмотрению в Госдуме проект бюджета производит двойственное впечатление. С одной стороны, как пояснил "РК" Дробышевский, "правительство не до конца оценивает процессы, происходящие в экономике, а МЭРТ недооценивает инфляцию и переоценивает реальный экономический рост во имя исполнения единственной задачи - удвоения ВВП". С другой - проект разработан без учета указаний президента России, высказанных в Послании к Федеральному собранию: прозрачной военной экономики нет и, по крайней мере, в будущем году точно не будет.
Справка:
Основные параметры федеральной сметы доходов и расходов, утвержденных правительством, установлены, исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2005 году в 28 долларов за баррель, курса доллара - 30 рублей и объема ВВП в 18,72 трлн. рублей. Доходы государства в будущем году должны составить 3, 326 трлн. рублей, или 17,8% ВВП, расходы - 3,048 трлн. рублей, или 16,3% ВВП. Профицит запланирован на уровне 278,112 млрд. рублей, или 1,5% ВВП. Объем стабилизационного фонда к концу года - 721 млрд. рублей, если нефть случайно не подешевеет.