Несовершенство координации отношений центра и местной власти – общие проблемы для РФ и стран СНГ
Дата публикации
Вторник, 14.09.2004
Авторы
Алексей Сухотин
Серия
Доклад на Международной Конференции "Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы", Москва, 13-14 сентября 2004
Аннотация
Тезисы выступления:
- К сожалению, в настоящее время, неразвитый, еще только формирующийся рынок допускает гораздо больше, чем обычно, ошибок в процессе размещения ресурсов в производственной сфере. На практике эти ошибки проявляются через большое количество открытых конфликтов интересов, которые указывают на то, что на своем, внутреннем рынке, экономические субъекты скорее мешают, а не помогают, друг другу заниматься полезной производственной деятельностью. Отсталость рыночных и общественных институтов ведет к монополистической организации экономических рынков, что характерно и для России и для стран СНГ.
- Страны постсоветского пространства оказались в своего рода ловушке, когда государству необходимо уйти из экономики, перестать оказывать силовое давление на участников рынка и экономику посредством непрерывных «исправлений». Однако само государство не может это сделать из-за собственной слабости и слабости рыночных институтов. Такое положение ведет к разрушению рынка и его институтов тормозит реформы общественных институтов (в частности местного самоуправления).
- Выбрав новые ориентиры передовые слои общества в странах СНГ возможно смогут противопоставить модели «государственной экономики», т.е. того, что «де факто» сейчас сложилось в странах СНГ, реформу общественно-экономических отношений, основанную реально, а не номинально, на принципах косвенного управления. В первую очередь, это касается формы укрепления властной вертикали в системе федеративных отношений, которая непосредственно влияет на процессы взаимодействия национального, отраслевых и территориальных рынков. На первое место выходит поддержка прогрессивных черт институциональной структуры и структуры воспроизводственного процесса, являющихся слепком сформированных интересов и соглашений, которые имеют ясные и доступные для наблюдения черты.
- Теоретической опорой нашего подхода к оценке правильной рыночной координации и экономической политики становится положение о соответствующей им эффективной структуре рыночных результатов в рамках территориального контекста, придающего законченность экономическому анализу. Эффективным, с точки зрения общеэкономического критерия максимизации общей полезности, является разделение высокодоходных и низкодоходных субъектов по удельному весу объемов производства валового продукта (например, регионов) на две различные группы, которые характеризуются различным порядком, как процесса воспроизводства и накопления капитала, так и сложившихся интересов конкурирующих субъектов.
- Эти сведения дают представление об общей структуре коллективных взаимоотношений, эффективном порядке взаимодействия национального, региональных, отраслевых и территориальных рынков, а также наличия реальных условий экономического развития. Поэтому, они обладают не только прогностической силой и позволяют делать заключения об общем состоянии общественно-экономического развития, но и создают условия для понимания принципов эффективной социально-экономической политики в рамках отдельных рынков, отраслей, территорий и регионов, а также экономики страны в целом.
Примечания
А.Б. Сухотин, к.э.н., ИНП РАН