Ответ на новые глобальные вызовы – профессиональная военная организация России

Дата публикации
Вторник, 15.01.2002

Аннотация
Трагические события 11 сентября радикальным образом изменили геополитическую и военно-политическую ситуацию в мире. Человечеству брошен беспрецедентный по дерзости, цинизму и жестокости вызов со стороны террористов. Цивилизованный мир, к которому относится Россия, должен дать адекватный, в том числе и военный, ответ терроризму. Российская армия уже не может оставаться прежней.

Руководство Российской Федерации обязано модернизировать Вооруженные силы РФ и приспособить их к решению новых задач по пресечению агрессии и актов международного терроризма, осуществлению точно адресованного и неотвратимого возмездия.

Для этого России нужна профессиональная армия.

Незавершённость военной реформы значительно снижает боеготовность Вооруженных сил России.

При нынешней системе комплектования армии и флота между военнослужащими закономерно возникают так называемые неуставные отношения (известные в обществе как “дедовщина”), что ведет к унижению человеческого достоинства солдат и к преступности в воинских рядах.

Одновременно в обществе складывается негативное отношение к военной службе. Уклонение от призыва на военную службу становится массовым явлением, нередки случаи самовольного оставления частей. Качественный состав призывников низок.

Низким является также качественный состав резерва – мобилизационного ресурса личного состава. В случае войны профессиональная армия мирного времени, как правило, нуждается в подкреплении, и возникает необходимость призыва резервистов. Это общая закономерность для всех крупных военных держав в современном мире. Поэтому, какой бы малой ни казалась нам вероятность войны, стране нужен военно-обученный резерв.

Разговоров о необходимости радикальной военной реформы было много. Времени на размышления больше нет. Без перехода военной организации РФ на качественно новый уровень и профессиональную основу невозможно обеспечить военную безопасность страны.

Пришла пора переходить к делам.

Реформировать военную организацию РФ следует на основе сочетания двух принципов – добровольной военной службы и обязательного выполнения гражданами своего конституционного долга по защите Отечества.

 

Концепция изменения системы комплектования

 

Решение о проведении реформ должно быть принято безотлагательно.

1. В ближайшее время (в конце 2001 года, либо в самом начале 2002 года) следует принять политическое решение и придать ему самостоятельное значение, огласив и разъяснив его в очередном послании Президента РФ Федеральному собранию. Суть данного решения состоит в следующем:

  • Вооружённые Силы, другие войска, воинские формирования и органы, решающие задачи обеспечения военной и государственной безопасности, – все структуры, которые принято сейчас называть военной организацией РФ, - начинают безотлагательный переход на профессиональную основу (срок реализации – 2—3 года);
  • Осенний призыв на военную службу 2002 года станет последним призывом на два года, осуществляемым в соответствии с ныне действующим законодательством РФ.
  • Руководство страны должно специально обратиться к военнослужащим, которые последний раз в истории Российской армии призываются на два года. В этом обращении необходимо подчеркнуть, что они выполнят важнейшую историческую миссию, обеспечив переход к новой системе, и поэтому заслуживают особого уважения, благодарности и награды. Российское государство должно отметить завершение их службы специальным почетным знаком и предоставлением денежного вознаграждения и льгот, которые впредь будут предоставляться всем военнослужащим, завершающим службу по контракту.

2. В дальнейшем все виды воинских частей и соединений армии и флота, а также других войск, которые обеспечивают решение задач сдерживания агрессии, пресечения вооружённого сепаратизма и терроризма, несут боевое дежурство, находятся в повышенной боевой готовности, решают иные военные задачи, следует комплектовать (пополнять) личным составом, в том числе рядовым и младшим командным составом (в первую очередь, сержантским) только на добровольной основе. Укомплектованные таким образом войска и силы далее именуются регулярными.

К добровольной военной службе будут привлекаться граждане РФ из военно-обученного резерва или из числа лиц, прослуживших в военной организации не менее 6 месяцев, с учётом их аттестации и подтверждения классности по военно-учётной специальности.

После трёх лет добросовестной службы “контрактник” поощряется открытием накопительного счёта. Целями расходования накопленных средств могут быть либо частичная оплата обучения в вузе, либо, после завершения службы продолжительностью более 20 лет, – возможность приобретения жилья по ценам, характерным для средней полосы России.

Для выполнения вспомогательных и иных работ, не требующих обязательной принадлежности их исполнителя к категории военнослужащих, в регулярные войска и на флот будут набираться гражданские лица, имеющие необходимые невоенные специальности.

Продолжительность и условия прохождения службы (работы), взаимные обязательства сторон должны оговариваться в контрактах.

3. Вместе с тем, все военнообязанные граждане России должны быть подготовлены к выполнению конституционного долга по защите Отечества от военной агрессии.

Для этого все военнообязанные граждане РФ, не имеющие освобождений и отсрочек по призыву и не заявившие о своём желании проходить альтернативную военную службу, начиная с осени 2003 года, будут призываться в центры подготовки военно-обученного резерва на срок 6 – 8 месяцев в зависимости от соответствующей их способностям и наклонностям военно-учётной специальности. В течение этого времени они будут выполнять следующие задачи:

    • получение военной специальности в центрах подготовки военно-обученного резерва,
    • охрана и техническое обслуживание резервного вооружения, военной техники и имущества.

    Таким образом, в стране будет регулярно возобновляться военно-обученный резерв. Наличие такого резерва, а также запасов хорошо охраняемого и исправного вооружения, военной техники и имущества, само по себе станет дополнительным сдерживающим фактором, снижающим вероятность агрессии и терроризма.

    Лица призывного возраста, заявившие о невозможности для них взять в руки оружие, привлекаются к альтернативной гражданской службе для выполнения таких работ, характер которых позволит им в случае отражения агрессии оказывать необходимую невоенную помощь вооружённым защитникам Отечества.

    4. Соответствующие поправки к закону о воинской обязанности и военной службе, а также к другим законам и правовым нормам, определяющим принципиально новый порядок прохождения военной службы в РФ, должны быть приняты в первом полугодии 2002 года.

    При разработке новой законодательной базы могут быть сохранены все существующие сейчас отсрочки для учащейся молодёжи предоставлена возможность выбора варианта прохождения военной службы по призыву (6 месяцев единовременно или два раза по 3 месяца), а для всех граждан, овладевших военно-учётной специальностью в РОСТО, срок службы в соответствующем центре подготовки резерва может быть сокращён до 3 месяцев.

    Вопрос об уклонении от военной службы потеряет свою актуальность при столь существенном сокращении её срока, изменении её содержания и условий прохождения.

    Если будет принято политическое решение о начале перехода к новой системе комплектования со второго полугодия 2002 года, то весенний призыв можно будет не проводить вообще, а осенний призыв 2003 года станет первым призывом, осуществляемым только в центры подготовки военно-обученного резерва на новой правовой базе.

    5. Необходимая сеть центров подготовки военно-обученного резерва для всей военной организации РФ создаётся в течение ближайших двух лет на базе:

    • существующих учебных воинских частей (учебных центров, отрядов, школ, комбинатов, команд, флотских экипажей и полуэкипажей) и соединений;
    • подлежащих сокращению боевых и “кадрированных” воинских частей, баз хранения и некоторых военно-учебных заведений, которые в настоящее время избыточно готовят офицерские кадры.

    При этом руководящий и преподавательский состав существующих военных учебных заведений не должен быть ущемлён в своём социальном и служебном положении. Более того, кадры преподавателей и инструкторов должны быть поставлены в привилегированное положение, поскольку на них ляжет всесторонняя подготовка как тех граждан, которые будут состоять в резерве, так и тех, которые пожелают продолжить воинскую службу по контракту сразу же после выпуска из центров подготовки резерва.

    6. Одновременно в течение первых двух лет после принятия политического решения о переходе на добровольный принцип комплектования военной организации РФ должно быть осуществлено минимально необходимое преобразование инфраструктуры военных гарнизонов, в которых намечена постоянная дислокация регулярных войск и сил флота, а также центров подготовки резерва.

    7. В период преобразования системы комплектования военной организации РФ, то есть после прекращения призыва военнообязанных на два года и постепенного (по мере развёртывания центров) увеличения призыва для подготовки военно-обученного резерва, должна быть осуществлена перестройка деятельности военных комиссариатов, приспособления их к работе по новой системе комплектования.

    8. Размер оплаты профессионального воинского труда должен соответствовать оплате труда государственного служащего с учётом специфики и опасностей, присущих военной службе. Как показали расчёты, расходы на переход к предложенной, новой системе комплектования ВС РФ в этом случае сравнительно невелики и вполне посильны для российской экономики. Распределение расходов по годам реформирования не даёт пиковых нагрузок, в частности на 2003 год.

    После 2004 – 2005 годов интенсивность повышения денежного довольствия военнослужащих-профессионалов может быть снижена; оно будет меняться в дальнейшем в соответствии с изменением оплаты труда всех государственных служащих. Образовавшийся ресурс денежных средств пойдёт на пополнение накопительных счетов.

    9. Для успешного осуществления политического решения Президента РФ потребуется соответствующая программа.

    Её оперативную разработку можно поручить межведомственной рабочей группе, которую целесообразно создать при Совете Безопасности РФ.

    Следует незамедлительно:

    • решить вопросы дислокации регулярных войск и сил, а также центров подготовки резерва,
    • уточнить планы строительства Вооружённых Сил,
    • скорректировать уставы, наставления и другие нормативные документы.

    Незамедлительно поручить Министерству финансов РФ совместно с Главным финансово-экономическим управлением МО РФ, Управлением военно-экономического анализа и экспертиз МО РФ, Соответствующими органами других ведомств, входящих в военную организацию РФ, разработать перспективный финансовый план осуществления данной реформы и включить соответствующие расходы в проект федерального бюджета на 2003 год.

    10. Не менее важной представляется разъяснительная работа, пропаганда достоинств новой системы комплектования военной организации РФ, её преимуществ для различных категорий населения РФ. Исходя из этого, следует подготовить отдельную программу PR-сопровождения военной реформы.

     

    Существующие варианты перехода к профессиональной военной организации

     

    Вариант 1. Сохраняется действующая правовая база и система призыва на 2 года. Переход к комплектованию ВС РФ исключительно на контрактной основе откладывается на дальнюю перспективу. Количество военнослужащих рядового и младшего командного состава, проходящих службу по контракту, поддерживается на достигнутом уровне. Количество военнослужащих, проходящих службу по призыву, равномерно сокращается до установленного уровня. Соответственно сокращается и количество призываемых. Фактически этот вариант отстаивается до последнего времени руководством Минобороны.

    Вариант 2. С 2002 года призыв на военную службу прекращается полностью. Ранее призванные военнослужащие дослуживают в период 2002 – 2003 годов установленные сроки службы. В соответствии с этим и с параметрами 2004 года постепенно увеличивается количество лиц рядового и младшего командного состава, служащих по контракту. При этом динамика изменения общей численности остаётся такой же, как в варианте 1. Условно этот вариант можно называть фрагментом политической платформы партии “Яблоко”.

    Вариант 3 – предлагаемый. Ранее призванные военнослужащие дослуживают установленные сроки. В 2002 году начинается призыв на краткосрочную службу - обучение в центрах подготовки резерва с постепенным достижением той численности, которую способны обучать существующие учебные воинские части (ориентировочно до 100 тысяч человек) и созданные новые. Далее все они будут именоваться центрами подготовки резерва.

    Поскольку Минобороны, ссылаясь на организационные трудности, исключает возможность начала подобных реформ в 2002 году, рассчитан также и иной вариант – 4, отличающийся от варианта 3 только сроком начала преобразований – с 2003 года.

    Таким образом,

    • первый вариант относит переход к добровольному принципу комплектования “на потом”;
    • второй вариант предполагает начать его немедленно и сделать абсолютным;
    • третий и четвёртый варианты, отличающиеся сроком начала преобразований системы комплектования военной организации, являются компромиссными.

    Реализуемость варианта 3 по отношению к военнослужащим рядового и младшего командного состава в значительной степени зависит от тех минимальных пороговых размеров выплат, которые будут достаточными для согласия молодёжи служить по контракту. Предварительную многоаспектную оценку этих параметров выполнили специалисты ИЭПП, основательную экспертизу – специалисты ВЦИОМ, действовавшие по своим традиционным канонам оценки общественного мнения. Оценивалась величина дополнительных выплат к тем, ориентировочно равным 1400 руб./мес., которые сейчас расходуются в среднем на каждого военнослужащего, служащего по призыву, то есть на его питание, обмундирование, проживание в казарме и т.п.

    Оказалось, что из общей численности около 12 миллионов россиян в возрасте от 18 до 28 лет количество тех, которые готовы пойти на службу по контракту, оценивается так:

    • 106 тыс. человек - при уровне выплат 2000 руб./мес. (таким был этот уровень в 2000 году),
    • 425 тыс. человек - при 3000 руб./мес.,
    • 910 тыс. человек - при 4000 руб./мес.,
    • 2174 тыс. человек - при 5000 руб./мес. и так далее.

    Заслуживают внимания и другие результаты опроса общественного мнения. Несмотря на то, что, по оценкам ВЦИОМ, почти 5 миллионов человек (40%) в принципе не хотели бы служить в военной организации РФ в мирное время ни при каком уровне выплат, большинство опрошенных (67%) одобрительно относится к предложенной концепции сокращения военной службы по призыву до 6-8 месяцев, а 83% поддерживают переход регулярных войск (сил) исключительно на профессиональную основу.

    Исходя из необходимости гарантированного укомплектования на контрактной основе войск (сил) постоянной боевой готовности рядовым и младшим командным составом требуемой численности, а также учитывая целесообразность создания конкурсных условий для отбора таких лиц на уровне не ниже 2 человек на место, предлагается постепенно повышать денежное довольствие в среднем ежегодно приблизительно на 500 руб./мес. (в ценах 2001 года).

    Кроме того, представляется целесообразным оформлять контракт так, чтобы лицам, которые будут его подписывать, гарантировалось это ежегодное повышение расходов на их содержание до 2004 года, и чтобы впоследствии уровень выплат был увязан с оплатой труда государственных служащих РФ. Конечно же, гарантии предстоящего повышение денежного довольствия должны быть отражены не только в контрактах лиц, вербуемых в 2003 – 2004 годах, но и внесены в контракты ранее завербованных, дабы предотвратить их демобилизацию.

     

    Анализ результатов сопоставления вариантов по экономическим показателям

     

    Анализ результатов расчётов свидетельствует о следующем:

    1) Вариант 1 сохраняет расходы на содержание рядового и младшего состава практически неизменными, поскольку повышение денежного довольствия контрактникам компенсируется снижением расходов на содержание всё меньшего количества военнослужащих, призванных на военную службу. В отличие от него оба варианта реформирования существующей системы комплектования (2 и 3) требуют на это заметных дополнительных средств.

    2) Объём дополнительных средств, которые должны быть вложены в переход к новой системе комплектования, у вариантов 2 и 3 оказывается существенно разным как суммарно (за весь рассматриваемый период), так и ежегодно, особенно в 2003 году, критическое значение которого для российской экономики общеизвестно. Это различие характерно для обеих систем исходных данных.

    3) Расход средств, которые потребуются для реализации третьего варианта, по сравнению с первым вариантом, сохраняющим комплектование по призыву, возрастает несущественно вплоть до 2004 года. Это объясняется наличием в составе Вооружённых Сил РФ лиц, которые служат по призыву в течение двух лет, тем самым существенно облегчая возможность перехода на добровольный принцип комплектования именно за двухлетний период.

    4) В 2004 году дополнительные расходы на перевод лиц рядового и младшего командного состава с призывного на добровольный принцип комплектования возрастут по сравнению с предыдущими годами. Однако в сопоставлении с общими расходами на национальную оборону в текущем году этот рост не слишком велик. Дополнительные расходы во втором варианте составят 8,1%, а в третьем варианте – 5,3%.

    Общие выводы по военному и экономическому сопоставлению вариантов:

    Первый вариант – самый дешёвый – не решает проблему перехода к профессиональной армии в обозримой перспективе;

    второй – самый дорогой – не решает проблему поддержания мобилизационного резерва на необходимом уровне;
    третий, предлагаемый, решая обе проблемы, требует умеренных затрат.

    Выводы не меняются существенно от того, какие данные о численности ВС РФ используются при расчётах.

     

    Анализ связи между экономическими характеристиками и сроками реформирования системы комплектования

     

    Вопрос о сроках реформирования системы комплектования военной организации РФ рядовым и младшим командным составом сложен, в нём много аспектов. Что касается экономического аспекта, то здесь аргументация ответа может опираться на количественные оценки.

    Но начинать разговор о сроках следует всё же не с экономических, а с организационных аспектов. Именно на неподготовленность к реформе, на необходимость тщательной подготовки к ней ссылаются все её противники. Однако следует напомнить, что говорить о новизне рассматриваемой проблемы по меньшей мере странно. Уже почти 10 лет о ней не только говорят. В Минобороны несколько лет существовало специально созданное в 1992 году Управление военной реформы. Выполнено большое количество исследований. Президент РФ (ещё предыдущий) своим указом устанавливал конкретные сроки перехода на контрактный принцип комплектования. Эти сроки истекли, и резонно спросить: На что было потрачено время и средства? Где соответствующие проработки? Почему не был найден рациональный вариант решения этой проблемы и всё обставляется так, как будто начинается заново?

    Заметим, что в отзывах на предложения изменить систему комплектования на основе варианта 3 нет количественных оценок того, какие именно подготовительные операции следует осуществить и сколько понадобится на это времени.

    Если говорить, в частности, о законодательной базе, то прохождение традиционных этапов законотворческого процесса, как показывает опыт, может быть ускорено, и на принятие первоочередных законов (поправок к действующим законам) понадобится не более полугода. Но надо ли ждать завершения этого, законотворческого процесса, если по данным ВЦИОМ 83% россиян считают целесообразным начать переход к профессиональной армии незамедлительно? Более того, имеется достаточное количество граждан РФ, лично готовых служить в военной организации РФ по контракту рядовыми при незначительном увеличении денежного довольствия этой категории военнослужащих.

    Реформирование может быть начато в рамках действующего законодательства. Призывать или не призывать на военную службу – вопрос, относящийся к компетенции Президента РФ. Он вполне может объявить о начале реформ и не призывать на действительную военную службу сроком на 2 года, начиная с весны 2002 года. Подобный прецедент был недавно в Украине.

    Конец 2001 и первое полугодие 2002 года могут быть использованы для подготовки перехода к новой системе комплектования:

    • разработки законодательной базы;
    • уточнения структуры военной организации;
    • создания центров подготовки резерва.

    Особый вопрос – о финансировании преобразований. Памятуя о нём и используя уточнённые исходные данные, можно так построить программу реформ в 2002 году (именно это осуществлено при уточнении варианта 3), что манёвр финансами в 2002 году будет минимальным. Даже дополнительные выплаты военнослужащим, которые будут демобилизованы в 2002 году, могут быть выделены без радикального пересмотра бюджета за счёт средств, которые удастся сэкономить при отказе от традиционного призыва. Эти выплаты явно меньше расходов на традиционную призывную кампанию.

    Призыв военнообязанных на 6 месяцев для подготовки военно-обученного резерва можно осуществить со второго полугодия 2002 года, когда будет обновлена соответствующая законодательная база и уточнены возможности существующих учебных воинских частей по подготовке требуемых специалистов.

    Фактически весь 2002 год при осуществлении варианта 3 может быть использован для всесторонней подготовки всех органов и служб к полному переходу на новую систему комплектования военной организации РФ без дополнительных расходов по сравнению с намеченными военными расходами в федеральном бюджете на 2002 год.

     

    Предварительная оценка предлагаемого варианта молодёжью

     

    Для уточнения отдельных положений разрабатываемой концепции было выполнено изучение отношения молодёжи к предлагаемым новациям. С этой целью специалистами ИЭПП было проведено анкетирование, в котором участвовали студенты, обучающиеся в столичных и провинциальных вузах (как имеющих военные кафедры, так и не имеющих их).

    Существенное развитие и, главное, убедительное обоснование получили эти оценки при опросе общественного мнения и обработке его результатов специалистами ВЦИОМ. Репрезентативный характер выборки ВЦИОМ позволил распространить результаты опроса 1602 человек на всё мужское население РФ 18-28 лет, составляющее, согласно данным Госкомстата, в настоящее время 11815 тыс. человек. Отметим, что невоеннообязанные в этом сегменте лиц, опрошенных ВЦИОМом, составили 13 %.

    Результаты обработки суждений опрошенных мужчин о рациональной и в то же время привлекательной величине дополнительных выплат военнослужащим, которые будут проходить службу по контракту, изложены выше.

    Обработка ответов на другие вопросы, заданные анкетируемым, позволила получить следующие основные результаты:

    а) намеренно варьировавшийся вопрос о переходе военной организации на профессиональную основу дал однозначно положительный ответ о поддержке этого предложения большинством опрошенных; более конкретно, ситуация такова:

    • девять десятых (90%) опрошенных ответили “определенно да” и “скорее да” на вопрос “нужна ли России профессиональная армия, которая комплектовалась бы на контрактной основе”;
    • четыре пятых (83 %) опрошенных поддержали предложение “осуществить в России переход к профессиональной военной организации, что означало бы, что регулярные войска будут комплектоваться военнослужащими, которые проходят военную службу в добровольном порядке”;
    • три четверти (76 %) опрошенных мужчин 18-28 лет выразили мнение, что “следует реформировать регулярные войска и другие силы, обеспечивающие безопасность страны в мирное время так, чтобы они комплектовались только в добровольном порядке (по контракту)”.

    б) большинство опрошенных среди различных видов подготовки граждан к выполнению конституционного долга по защите Отечества в случае отражения агрессии наиболее предпочтительной считают краткосрочную службу в центрах подготовки резерва (71 % по оценке ИЭПП и 75 % по оценке ВЦИОМ), и только 6 % выступают за сохранение нынешней срочной службы по призыву в течение 2-х лет; среди самых молодых (18-19 лет) краткосрочную службу по призыву на 6 месяцев предпочли бы нынешней службе по призыву в течение 2 лет 67 % опрошенных.

    в) среди других стимулов, которые могли бы сделать службу по контракту привлекательной, названы: льготы для поступления в вуз; их назвали 49 % опрошенных студентов (данные ИЭПП) и 75% всех опрошенных (данные ВЦИОМ);
    лицензия на ведение охранной деятельности; в пользу этого стимула высказались 35% студентов и около 75% всех опрошенных.

     

    Вызовет ли предложенный план поддержку в обществе?

     

    В основной массе населения – да. Это в равной мере можно сказать в отношении молодёжи (как желающей служить в военной организации РФ, так и не желающей этого), в отношении командного состава армии и флота, которые смогут больше внимания уделить выполнению сугубо военных задач, в отношении работников военных комиссариатов и многих-многих других граждан РФ, не говоря уж о солдатских матерях.

    Поскольку одновременно с переходом к добровольной службе по контракту предполагается повысить уровень денежного довольствия офицеров, прапорщиков и мичманов, а значит и пенсионеров, то и их поддержка несомненна.

    Достоинства предложенного плана, обеспечивающего профессионализм регулярных воинских формирований и одновременно с этим подготовку военно-обученного резерва, практически исключающего такие явления как “дедовщина” (и всё это при разумных расходах!), по нашему мнению, очевидны для большинства россиян и будут ими поддержаны.

     

    Будут ли возражения против предложенной концепции и противодействие ей?

     

    В них тоже можно не сомневаться. Явные возражения последуют от тех, кто выступает против любого увеличения военных расходов, даже на разумные реформы, лоббируя интересы иных бюджетополучателей.

    Менее откровенно будут возражать те, кто привык получать в своё распоряжение безропотных и неприхотливых подчинённых, готовых на выполнение любых приказаний – лишь бы дотерпеть до демобилизации. Не понравится этот план и тем, кому трудно будет направить воина-профессионала на строительство начальственной дачи, кто мог “списать” на лиц, служащих по призыву и не вникающих в свои права, те или иные материальные или финансовые ресурсы.

    Собственно говоря, публичные нападки на концепцию уже начались, хотя, излагая собственные воззрения на рациональное изменение системы комплектования, авторы критических замечаний всё чаще вынужденно признают полезность основных принципов предложенной концепции. И тогда множество возражений сужается до двух: “нет денег” и “не надо торопиться”.

    В целом, говоря о позиции лиц, которые возражают, а могут и противодействовать реформе, заметим: не на им подобных опиралась Россия в критические периоды своей истории. Реформа нужна народу, нужна государству. И уж если возможности позволяют осуществить реформу, тянуть с её проведением нельзя!

    Примечания

    Группа научных сотрудников ИЭПП разработала предложения по военной реформе в России. Мы публикуем краткий вариант подготовленного и представленного на рассмотрение правительства документа.

    Перейти к другим выпускам