Освободить от военной службы
Дата публикации
Четверг, 17.04.2003
Авторы
В. Мау
Серия
Ведомости. 2003. 17 апреля
В слабом развитии малого предпринимательства часто видят одну из серьезных проблем социально-экономического развития России. Его небольшие масштабы вызывают непрекращающиеся дискуссии на сакраментальную тему «что делать?». Выдвигаемые предложения группируются вокруг двух сюжетов – финансовая поддержка и создание благоприятного административного фона. Однако жизнь доказала, что такого рода меры бесполезны.
Финансовые льготы в нынешней российской ситуации являются опасным инструментом. Опыт работы разного рода фондов поддержки малого предпринимательства свидетельствует против такой помощи. Налоговые льготы стимулируют лишь формирование псевдомалого бизнеса. Например, результатом недавнего введения упрощенного налогообложения стало дробление крупных фирм (разумеется, только на бумаге). Схожими последствиями обернулось бы и субсидирование процентной ставки для малых предприятий.
Гораздо ближе к реальности идея снижения административных барьеров для входа на рынок и для ведения бизнеса. Политика дерегулирования направлена на облегчение жизни именно небольшим фирмам, для которых условия начала бизнеса (регистрация и лицензирование), как и бремя местных контрольно-надзорных служб, – несопоставимо более серьезная проблема, нежели для крупных корпораций. Однако проблема дерегулирования – очень долгосрочная и комплексная. Она не решается лишь принятием соответствующих законов, необходимо упрочение и других институтов, прежде всего судебной системы и органов правопорядка. А на все это потребуется не один год развития в условиях политической стабильности.
Настоящие трудности в развитии малого бизнеса лежат в другой плоскости. Сложившиеся в посткоммунистический период трудовые отношения породили механизм мягкой адаптации к безработице. Многие предприятия сохраняют избыточную рабочую силу при крайне низком уровне оплаты труда. Это позволяет многим работникам числиться на одном предприятии, а зарабатывать реальные деньги в другом месте, фактически занимаясь малым бизнесом. Отчасти это связано с упоминавшимися высокими барьерами входа на рынок. Отчасти – с возможностью сохранить более высокий социальный статус официального места работы. Отчасти – из-за возможности в таком случае не платить налоги. Словом, главной проблемой неразвитости малого бизнеса является отсутствие серьезных стимулов к его легализации. Причем меры финансового характера, например, налоговые льготы, серьезного влияния на этот процесс не окажут: льготы не будут аргументом для тех, кто налогов и так не платит.
В такой ситуации надо или ждать, когда время все расставит на свои места, или предложить дополнительные (не финансовые!) стимулы, которые бы резко повысили интерес к малому бизнесу или, по крайней мере, к его легализации. Это будут нестандартные меры, вызывающие полемику в обществе. Но главное, чтобы они оказались эффективны – как, скажем, 13-процентная ставка подоходного налога. Ниже я хотел бы предложить одно из таких решений, вполне отдавая себе отчет в его дискуссионности.
Если развитие малого предпринимательства, активное вовлечение в него широких слоев населения действительно является сейчас одной из важнейших социально-экономических задач (а в этом сходятся у нас и правые, и левые), то почему бы не освобождать вовлеченных в это дело людей от службы в армии, не предоставлять им отсрочку. В конце концов, для этого у общества ничуть не меньше оснований, чем предоставление, например, отсрочки аспирантам. Разумеется, дело не должно сводиться к профанации: записался в предприниматели и свободен. Отсрочка может предоставляться при условии ведения бизнеса, от которого в бюджет поступает налогов не меньше определенной законом суммы. Иными словами, человек должен реальной активностью, реальным вкладом в бюджет подтверждать свою пользу для общества. И, очевидно, эта польза будет никак не меньшей, чем принудительный труд солдата.
Нетрудно представить, какие здесь возможны возражения и эмоции. Однако если отбросить эмоции и взглянуть на проблему рационально, положительные последствия от реализации данного предложения очевидны. Во-первых, произойдет легализация значительной части малого бизнеса – у людей появится для этого мощный стимул. Во-вторых, многие молодые люди, отнюдь не склонные к интеллектуальному труду, вместо бессмысленного просиживания многих лет в вузе, а затем еще более бессмысленного пребывания в аспирантуре, сразу займутся активной деятельностью, приумножая реальное, а не виртуальное богатство страны. Естественно, какая-то часть этой активности будет фиктивной, хотя я не стал бы преувеличивать масштабы такого явления. Зачем имитировать деятельность, когда можно реально делать бизнес и получать за это не только психологические, но и материальные дивиденды. И даже если в какой-то мере бизнес-активность окажется фиктивной и превратится в откуп от военной службы, то все-таки лучше, когда деньги поступают в госбюджет, а не в карманы военных начальников. Наконец, в-третьих, предоставление такого рода отсрочки от службы в армии сделает наших генералов активнейшими сторонниками военной реформы и перехода к профессиональной армии. А эта поддержка дорогого стоит.