Экономические проблемы сближения России и Белоруссии
Дата публикации
Вторник, 16.04.2002
Авторы
В. Мау
Серия
Журнал "Экономическая социология"
В предыдущей нашей статье речь шла о возможных сценариях объединения России и Белоруссии и о препятствиях, стоящих на этом пути. Главным препятствием является существенное расхождение базовых ценностей, на которые в настоящее время ориентируются не только правящие элиты, но и избиратели наших двух стран. Сказанное, однако, не должно закрывать дискуссию о политических и экономических шагах формирования реального российско-белорусского союза. Политические обстоятельства, препятствующие этому союзу, могут отпасть, и тогда интеграция возобновится.
Прежде всего важно выделить ключевые принципы интеграции, которыми Россия не может поступиться ни при каких обстоятельствах. Каковы эти принципы? Во-первых, политическая система России должна сохраниться в ее нынешнем виде или же сделать новый явный шаг по развитию и укреплению демократии. Во-вторых, изменения в Конституции РФ должны быть минимальными (по возможности, лучше их избежать вовсе, поскольку стабильность базовых "правил игры" для нас сейчас является абсолютным императивом). В-третьих, необходимо обеспечить достигнутый уровень макроэкономической стабильности.
Все это довольно плохо корреспондируется с нынешним состоянием дел в Белоруссии. Для ее экономики характерна высокая макроэкономическая нестабильность, сохранение искаженной системы цен с масштабным дотированием одних секторов и обиранием других, отсутствие реальных гарантий прав частной собственности. В связи с макроэкономической нестабильностью и неурегулированностью отношений собственности структурные реформы в белорусской экономике еще даже и не начинались. (Кстати, опасение этих реформ со стороны значительной части населения и является, по-видимому, политической базой нынешнего президента. Хотя, как известно, затягивание с решением проблемы лишь повышает цену ее решения). В этих условиях правительство Белоруссии сохраняет и ужесточает государственный контроль за ценами, раздает необеспеченные реальными финансовыми возможностями государства социальные льготы.
Белорусская экономическая политика остается крайне индивидуализированной: власти предпочитают принимать решения применительно к конкретным фирмам, что искажает всю систему стимулов, так как лоббирование (покупка) индивидуального решения оказывается более рациональным, чем игра по правилам. Существует и "промышленная политика", столь любимая нашими левыми: руководство страны принимает решения о "точечных" инвестициях в конкретные предприятия. Правда, пока это не приводит к повышению конкурентоспособности белорусской экономики. Зато растет уровень ее монополизации.
Таким образом, для начала реального движения к объединению Белоруссия должна сама (хотя и с помощью России) пройти ту часть пути, которую мы прошли за последнее десятилетие. Речь идет о восстановлении в Белоруссии реально функционирующей политической демократии (по крайней мере, на том уровне, который существует в современной России), осуществление макроэкономической стабилизации и прежде всего оздоровление бюджета, принятие действующей у нас налоговой системы, унификация таможенного законодательства. На этой базе можно начать и совместное движение к единой экономике.
Россия может и должна помощь братскому народу пройти свою часть пути. У нас, кстати, весьма искаженно понимают эту помощь, видя ее в предоставлении белорусскому правительству более комфортных финансовых условий для существования - будь то через дешевые энергетические ресурсы или через кредитование белорусского бюджета. Между тем, как свидетельствует практика десятков стран (в том числе посткоммунистических), наличие дешевых ресурсов не только не способствует решению встающих перед страной проблем, но, позволяя оттянуть назревшие преобразования, тормозя тем самым экономическое развитие страны. Не имевшая дешевых природных ресурсов Белоруссия в исходном пункте была в гораздо более благоприятных условиях с точки зрения проведения реформ, чем Россия. Действительно, БССР по уровню своего развития превосходила соседние государства, прежде всего Польшу и Литву. И вот результат: балтийские соседи, которые должны были строить свою политику, опираясь на собственные силы, ушли уже далеко вперед, тогда как независимая Беларусь могла позволить себе не проводить реформы благодаря "братской помощи" России.
Помощь, действительно, нужна. Прежде всего, в виде четкой политической позиции России и ее руководства относительно условий и направлений сближения двух стран. Относительно условий и правил торгового обмена между нами. Необходима техническая помощь в осуществлении стабилизационных мероприятий и структурной реформы. В поддержке российского бизнеса, готового инвестировать в Белоруссию.
И только в данном контексте имеет смысл обсуждать и реальные (а не декларативные) возможности применения опыта формирования Европейского Союза для Союза России и Белоруссии. Как я уже писал, роль этого опыта преувеличивать не следует, поскольку условия интеграции России и Белоруссии существенно отличаются от стартовых условий западноевропейских стран рубежа 1940-1950-х годов.
Было бы ошибкой, если бы мы попытались строить наш союз на базе acquis communauters - системы европейского законодательства. Во-первых, значительная часть acquis не только не была бы полезна для выхода наших стран на траекторию устойчивого экономического роста, но и просто стала бы препятствием для него. Это относится к сельскохозяйственному, трудовому, социальному, экологическому разделам законодательства ЕС. Во-вторых, принимая во внимание соотношение масштабов экономик наших двух стран, основой для институционального сближения вполне может стать нынешнее российское законодательство. Хотя, разумеется, дальнейшее совершенствование наших хозяйственных систем может и должно опираться на западноевропейский опыт. Это касается, например, правил обеспечение "четырех свобод" (свободы движения товаров, услуг, труда и капитала), принципов корпоративного управления, функционирования финансовых институтов и др. Принципы макроэкономической стабильность, используемые в ЕС (прежде всего в странах зоны евро) также могут составить основу российско-белорусского соглашения о союзе.
И, наконец, сближение России с Белоруссией должно быть четко вписано в контекст сближения России с ЕС, формирования Общеевропейского экономического пространства. Это важнейшее приобретение последних двух лет является слишком важным для нас, чтобы мы могли от него отказаться.