Российско-белорусский союз сквозь призму библейского опыта

Дата публикации
Среда, 09.01.2002

Авторы
В. Мау

Серия
Сайт объединенной гражданской партии Республики Беларусь

Аннотация
Перспективы союза России и Белоруссии стал, похоже, следующей по значимости проблемой после Чечни и терроризма. И это неудивительно, поскольку отношение к "братской республике" и к установившемуся там режиму личной является для россиян важным критерием при оценке адекватности самой российской власти, восприятия ею системы координат современного мира. И, скажу сразу, критический настрой по отношению к соседу немного успокаивает тех из нас, кто склонен проецировать российско-белорусские отношения на внутриполитическую жизнь самой России. Судя по идущей в настоящее время дискуссии, настрой этот разделяет подавляющее большинство российской политической элиты. В частности, несколько дней назад в Госдуме были организованы слушания по вопросам отношений двух стран, в ходе которых проявилось практически полное единство взглядов большинства фракций Думы (за исключением КПРФ) и российского бизнеса. Последнее, впрочем, неудивительно, поскольку А.Лукашенко за прошедший год демонстративно надул несколько крупных российских компаний, собиравшихся делать бизнес в его стране.

В принципе, существует четыре (а не два) сценария сближения России и Белоруссии: полное поглощение, продолжение нынешнего "сближения" на базе Союзного договора, сближение по типу ЕС и, наконец, самостоятельное развитие с надеждой объединиться когда-нибудь в "Соединенных Штатах Европы". И каким бы экзотическим не казался любой из названных вариантов, каждый из них достоин самостоятельного рассмотрения и анализа. Не стоит забывать, что за последние 15 лет у нас реализовывались подчас самые невероятные сценарии.
По моему мнению, поглощение по типу объединения Германии было бы наиболее эффективным и приемлемым вариантом для народов обеих стран. Разумеется, это повлекло бы за собой серьезные экономические издержки для России, однако когда речь идет о желании братских народов к объединению не следует измерять гармонию народных настроений экономической алгеброй. От такого развития событий более всего выиграл бы белорусский народ, так как для него закончилась бы эпоха экономической экзотики и неосталинской риторики. Впрочем, этот вариант является и наименее вероятным, поскольку белорусская правящая элита к нему совершенно не готова - для нее экономическая и политическая интеграция равнозначна потере средств к существованию.

Сохранение статус-кво, то есть продолжение движения в логике нынешнего союзного договора, совершенно неприемлемо для России. Этот сценарий справедливо было бы назвать "ремонтом", то есть состоянием неустойчивости и неопределенности, из которой участники "ремонта" могут извлекать конкретную личную пользу - ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение таможенных тарифов, множественность валютных курсов, цены на энергоносители - эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят нашему союзу, однако выгодны отдельным участникам его строительства. Практика семи лет "ремонта" продемонстрировала его полную неэффективность не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие за изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко мы разошлись друг с другом за годы сближения. Пока Россия создавала современное законодательство, соответствующее принципам рыночной демократии (хотя, конечно, и не гладко, и не всегда прямолинейно), белорусское руководство умудрилось оставить все в состоянии позднесоветской экзотики, утвердив только одно незыблемое правило хозяйственной и политической жизни: "Вождь всегда прав".

Состояние "ремонта" активно поддерживается белорусскими властями и российскими коммунистами. Вообще-то отечественным левым был бы более выгоден первый сценарий, поскольку тогда они получили бы, наконец, харизматического лидера, которого им так не хватает. Но то ли коммунисты не верят в реалистичность образования единого государства, то ли (что более вероятно) лидеры КПРФ не хотят приобрести сильного конкурента, но они, несмотря на всю объединительную риторику, настойчиво предлагают продолжать идти по нынешнему, ведущему в никуда пути, намеченному в Союзном договоре.

Объединение в "Соединенных Штатах Европы" может рассматриваться в качестве стратегической перспективе, однако этот сюжет не имеет прямого отношения к текущим проблемам и среднесрочным перспективам российско-белорусского союза.

Наконец, существует сценарий сближения, опирающийся на опыт западноевропейской интеграции, который после недавних заявлений В.Путина становится все более популярным. Строго говоря, опыт ЕС не может быть транслирован на российско-белорусские отношения непосредственно. Тому есть несколько причин как экономического, так и политического характера. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенные столетиями вражды и войн, тогда как у нас речь идет о народах, в течение веков живших в составе единого государства. Во-вторых, в ЕС первоначально входили примерно равные по экономическому потенциалу страны (разумеется, с поправкой на Бенилюкс). В-третьих, европейские страны имели примерно идентичные экономические и политические институты, тогда так в России и Белоруссии они совершенно различны, и, более того, за прошедшие годы эволюционировали в диаметрально противоположных направлениях. В-четвертых, реальная интеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо ближе, чем была в послевоенной Западной Европе.

Как видим, специфика отношений России и Белоруссии сама по себе еще не позволяет сделать однозначный вывод относительно перспектив использования опыта ЕС. Одни факторы создают предпосылки для более быстрой и более глубокой интеграции, другие, напротив, могут несколько тормозить этот процесс. Но существует еще один фактор сближения наших западноевропейских соседей, который принципиально важен для выработки стратегии и оценки перспектив российско-белорусского союза. Главным фактором сближения Западной Европе всегда были не столько экономика или политика, сколько близость базовых ценностей формирующих ЕС народов. Увы, наблюдая за действиями г.Лукашенко, за поведением правящей элиты Белоруссии и особенно за решениями, принимаемыми большинством белорусского народа на выборах, нельзя сделать вывод о том, что наши ценности находятся в настоящий момент в одной системе координат. Это очень неприятный вывод, но мы должны быть честными и перед собой, и перед нашими белорусскими партнерами. Можно спорить вслед за белорусской демократической оппозицией, на какой процент голосов мог бы рассчитывать А.Лукашенко при более честной системе выборов, однако вряд ли стоит сомневаться: большинство белорусских избирателей действительно отдает предпочтение именно ему. Смею надеяться (о чем свидетельствует хотя бы опыт ЛДПР), что в России харизматик подобного типа вряд ли получил бы большинство даже в самые тяжелые моменты посткоммунистической трансформации. И в этом - глубочайшее расхождение между двумя нашими странами, без преодоления которого разговоры о союзе в лучшем случае останутся бессмысленными, а в худшем... В худшем случае семь коров тощих съедят семь коров тучных и не потолстеют.

Содержание

Примечания

Полная версия
http://www.ucpb.org/rus/show1prel.shtml?no=2029

Перейти к другим выпускам