Бизнес-кран. Дерегулирование предпринимательской деятельности как путь построения сильного государства

Дата публикации
Пятница, 12.01.2001

Авторы
В. Мау

Серия
Итоги. 2001 № 2 (240) 12 января 2001

Аннотация
Никто не сомневается, что вопрос об укреплении государства - один из ключевых в повестке дня российской власти. Причем надо отчетливо видеть два аспекта этого вопроса. Во-первых, удастся ли укрепить государство? Во-вторых, что, собственно, подразумевается под "укреплением государства" и в каком направлении это укрепление будет осуществляться?

Относительно первого все более или менее ясно. Процесс консолидации власти происходит на наших глазах. А вот вопрос об облике "консолидированного общества" и "сильного государства" не столь однозначен. В одном из первых своих выступлений в качестве президента Путин произнес обнадеживающие слова: "Только сильное - если кому-то не нравится слово "сильное", скажем, эффективное - и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы". Однако не секрет, что разные политические силы, согласные с лозунгом "сильного государства", вкладывают в него различный смысл. Вокруг этой темы разворачивается сейчас основная интеллектуальная и политическая борьба. Это борьба не слов и лозунгов или обещаний и намерений. В значительной мере политический облик государства будет зависеть от типа экономической системы, которая формируется на наших глазах. Практическая реализация "программы Грефа" действительно обеспечит формирование сильного государства как государства эффективного и демократического.

В наступившем году одним из центральных сюжетов выполнения Стратегической программы станет принятие и реализация мероприятий по дерегулированию предпринимательской деятельности. Или, пользуясь путинской логикой, если кому-то не нравится слово "дерегулирование", можно говорить о повышении эффективности государственного регулирования. Без этого эффективность экономической деятельности так и останется словами, а экономический рост не сможет преодолеть наркотическую зависимость от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары российского экспорта.

Сейчас контролирующих инстанций порядка трех десятков, продолжительность и частота проверок не регламентированы, требования к бизнесу зачастую в принципе невыполнимы, а размеры штрафов таковы, что фактически приводят к закрытию предприятия. Естественно, особенно тяжелое положение у малых и средних фирм, у которых нет достаточных ресурсов. Причем дело здесь не только в бюрократическом давлении, создающем условия для вымогания взяток. Те же инструменты могут использоваться и для выдавливания конкурента с рынка, и для сведения счетов властей с недостаточно лояльными предпринимателями. Сложившаяся практика не только не способна помочь бизнесу, но и препятствует реализации государственных интересов - во главе угла оказывается интерес отдельного чиновника или бюрократической корпорации. На место конкуренции приходит бюрократическая монополия.

Сейчас предполагается принять комплекс мер, которые обеспечивали бы максимальное упрощение доступа предпринимателей и фирм на рынок при повышении ответственности всех участников экономической деятельности (в том числе и государственных органов) за принимаемые ими решения. Необходимо упростить процедуру регистрации юридических лиц и согласования инвестиционных проектов, введя в обоих случаях принцип "одного окна" (тогда предприниматель будет обращаться в одно ведомство, которое само проведет консультации со всеми заинтересованными инстанциями).

Необходимо пересмотреть порядок лицензирования так, чтобы он тоже стал простым и единообразным на всей территории России. Сформировать единый перечень лицензируемых видов деятельности, существенно сократив их количество, установить унифицированный срок действия лицензии и строго следить за его соблюдением.

Необходимо уменьшить количество органов, имеющих право осуществлять проверки, упорядочить процедуру их проведения. Еще более важно ограничить количество проверок одним и тем же ведомством (скажем, не более одного раза в два года), продолжительность проверки (не более одной-двух недель), а также стимулировать координацию проверяющих инстанций (пусть проводят объединенные проверки вместо хождения инспекторов из разных ведомств друг за другом в течение года). Все это должно сопровождаться резким повышением роли механизмов саморегулирования, а также страхового бизнеса.

В конце 2000 года первый пакет документов по дерегулированию поступил на рассмотрение в правительство. Это законопроекты и проекты постановлений, касающиеся вопросов создания предприятий, лицензирования предпринимательской деятельности, осуществления контрольно-проверочных мероприятий со стороны административных органов. Понятно, что законопроекты ждет нелегкая судьба. Несмотря на общее понимание важности предлагаемых мер, каждая из них будет встречать серьезное бюрократическое сопротивление. Ведь они ограничивают права большого числа уважаемых ведомств как федерального, так и регионального уровней. Судьба мер по дерегулированию будет играть роль критерия, позволяющего оценивать политическую эффективность деятельности властей, станет важным показателем способности правительства концентрировать политическую волю на приоритетных направлениях и достигать своих целей.

Перейти к другим выпускам