Декларация о намерениях. Попытка реконструкции экономической программы перед началом ее практического воплощения

Дата публикации
Пятница, 24.03.2000

Авторы
В. Мау

Серия
Итоги № 13 (199) 24 марта 2000

Аннотация
Завершившаяся президентская кампания велась в нетрадиционной манере. Мы были практически лишены кандидатских обещаний. И это, в общем, неплохо. Во-первых, избиратель достаточно хорошо осведомлен о воззрениях большинства кандидатов. Во-вторых, радует, что сами политики не считают сограждан клиническими идиотами, нуждающимися в повторении многократно слышанного. Наконец, было понятно, что из всех программ для нас важнейшей является одна, а именно путинская. И на поверку выяснилось, что взятые в совокупности письменные и устные заявления "первого кандидата" позволяли сформировать представление о его социально-экономических установках и ориентирах. Что же мы услышали за последние месяцы от Владимира Путина?

Прежде всего был выдвинут тезис о необходимости создания благоприятной для инвесторов обстановки, как макроэкономической, так и политической. Это уже дорогого стоит, поскольку для частных инвесторов нужна не просто стабильность, а наличие понятных, принятых в развитых рыночных экономиках правил игры. Перспективы Налогового, Земельного и Гражданского кодексов смогут стать важными критериями оценки реального веса декларируемых намерений.

В особой мере это касается прав частной собственности, без защиты которой не стоит и мечтать об инвестициях. В современной России - это не только и даже не столько хорошие законы, сколько отношение к конкретным случаям неправового передела собственности. За самое последнее время стали разрешаться некоторые из тупиковых проблем. Удалось найти компромиссные решения в конфликте между "Бритиш петролеум" и Тюменской нефтяной компанией. Делаются попытки уладить конфликт на Ломоносовском фарфоровом заводе. Это - несомненные плюсы для повышения инвестиционной привлекательности России.

Обозначаются контуры макроэкономической политики. Можно надеяться на сохранение курса на сбалансированность бюджета, устойчивую денежную систему при сохранении плавающего и достаточно низкого курса рубля. Все это важно для обеспечения благоприятных условий роста национального производства. Правда, некоторые отмечают обещание Владимира Путина не проводить впредь болезненных реформ. Но эти слова вполне вписываются в реальные потребности экономического развития: основные болезненные реформы уже проведены, и при проведении разумной экономической политики никаких новых болезненных реформ проводить не придется. Другое дело, что благосостояние значительной части населения остается на критически низком уровне, однако это уже другая проблема.

Один из ключевых тезисов Путина - укрепление государства. Опять же с этим согласны практически все, от крайне левых до крайне правых. Остается только понять, какой смысл вкладывается в данный тезис. Здесь возможен и либеральный вариант: государство укрепляет свои политические институты (суды, правоохранительную систему, армию, налоговую администрацию), обеспечивает единообразие федерального закона на всей территории страны и почти не вмешивается в экономику. Или же дирижистский вариант, когда власть участвует в организации отдельных, "приоритетных", секторов народного хозяйства. Первый вариант, несомненно, предпочтительнее, и не только по идеологическим соображениям, но и с чисто экономической точки зрения. Денег для нормального функционирования властных институтов и отраслей одновременно в обозримом будущем все равно не предвидится, а потому лучше концентрировать средства на институтах власти, чем размазывать их по всем секторам.

Вполне понятны и справедливы заявления Владимира Путина относительно олигархов. С той лишь поправкой, что у нас практически не осталось олигархов в былом смысле слова, то есть крупнейших собственников, имеющих политическое влияние. У нас есть люди, поддерживающие "особые" отношения с властью, не будучи уполномоченными на это Конституцией или иными действующими законами. И в этой сфере нужна самая решительная борьба против сращивания денег и политики. Кажется, нам эту борьбу обещали.

Владимир Путин неоднократно призывал поддержать отечественного производителя. С подобным намерением трудно спорить. Вопрос, как этого добиться. Если политической поддержкой отечественного экспорта (несырьевого в первую очередь), то это давно пора сделать. То же об использовании бюджетных средств исключительно на закупку российских товаров. И не только бюджетных - тот же "Аэрофлот" мог бы гораздо активнее работать с отечественными самолетостроителями (что и обещал Валерий Окулов во время визита Путина в Воронеж). А вот раздача дешевых денег или административное регулирование экспортно-импортной деятельности были бы бессмысленны и опасны.

Разумеется, реальная жизнь всегда оказывается иной, чем предвыборные обещания. Однако все, что Владимир Путин заявлял и предлагал, представляло собой скорее некоторую систему ориентиров, причем в основном ценностного характера. А это гораздо важнее обещаний. Теперь предстоит трансформировать ценностные установки в практические дела. Именно по соотношению этих дел с нашими ожиданиями мы и будем судить о новом президенте.

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам