Опыт важнее денег. Авторы "экономического чуда" посетили в апреле Москву

Дата публикации
Пятница, 05.05.2000

Авторы
В. Мау

Серия
Итоги № 19 (205) 5 мая 2000

Аннотация
Во второй половине апреля Москву посетили несколько видных зарубежных экономистов из США, Новой Зеландии, Чили и Перу. Поездка была организована Управлением международного развития США (USAID).

Приехавших экономистов объединяют три обстоятельства. Во-первых, они представляют собой редкий тип специалистов, сочетающих качества исследователей (профессоров экономики) и практиков. Как известно, большинство экономистов, претендующих на то, чтобы считаться теоретиками, органически не способны дать дельный практический совет. Профессорская карьера и карьера политического советника существенно различны, и сферы их деятельности редко пересекаются. (Это заметил В. Ленин, когда с раздражением написал свою знаменитую фразу "Экономист пишет тезисы".) Во-вторых, нас посетили экономисты, чьи реформы имели успех, - многие даже вошли в учебники по экономической теории и в пособия по осуществлению экономической политики. В-третьих, нас посетили либеральные экономисты, широко известные проведением именно либеральных реформ.

Арнольд Харбергер, один из наиболее известных экономистов чикагской школы, занимался осуществлением реформ в Бразилии, Аргентине и Чили. То есть в тех латиноамериканских странах, которые после нескольких десятилетий экономического хаоса смогли переломить дурную бесконечность экономики популизма и встали на путь макроэкономической стабильности и устойчивого роста.

Карлос Болонья - бывший министр финансов Перу в правительстве Фухимори как раз в тот период, когда избранный под популистскими лозунгами перуанский президент отказался от своей предвыборной программы и решил пойти по пути жестких стабилизационных мероприятий. Это было сложно, поскольку страна страдала от гиперинфляции, с одной стороны, и волны терроризма - с другой. Диктатура социалистически ориентированных генералов привела к развалу финансовой системы, парламент препятствовал проведению ответственного экономического курса. Президент вопреки конституции разогнал парламент, провел референдум по новому основному закону, назначил новые выборы и смог обеспечить относительную стабилизацию экономической жизни. Для россиян нелишне напомнить, что происходило это весной 1992 года, то есть тогда, когда начались жесткие столкновения первого посткоммунистического правительства, пытавшегося стабилизировать экономическую ситуацию, и Верховного Совета, требовавшего от подконтрольного ему Центробанка печатать новые необеспеченные деньги. (Конгресс Перу был распущен 5 апреля, когда в России начинал работу 7-й съезд народных депутатов, потребовавший отказа от курса на макроэкономическую стабилизацию. Так шутит История.) А обеспечение финансовой стабильности и продолжение реформ в условиях политического кризиса было возложено как раз на Карлоса Болонью.

Роджер Дуглас и Грэм Скотт были соответственно министром финансов и секретарем казначейства Новой Зеландии в период проведения глубоких либерализационных реформ. В Новой Зеландии, одной из самых социалистических стран капиталистического мира, экономическая система была скована не только высоким уровнем социальных гарантий, как в Скандинавии, но и крайней монополизацией хозяйственной деятельности. В известном смысле государство обслуживало интересы крупнейших монополий и не столько стимулировало конкуренцию, сколько предотвращало ее. Лоббисты, представлявшие интересы основных секторов промышленности, фактически управляли правительством. Темпы роста, естественно, падали. Ситуацию смогло переломить правое правительство, которое резко ограничило политическое влияние разного рода монополистических объединений и провело глубокое дерегулирование хозяйственной деятельности. Одновременно была проведена коренная реформа госаппарата, практически уничтожена старая бюрократия (не физически, разумеется, а политически), а многие функции госвласти переданы частным структурам.

Наконец, Хосе Пиньера из Чили - пожалуй, самый знаменитый из посетивших нас знаменитостей. Он был министром социального обеспечения и труда в правительстве Пиночета и является одним из отцов чилийского "экономического чуда". Всемирную известность Пиньера получил благодаря предложенной им системе пенсионного обеспечения. Накопительная пенсионная система создала мощные стимулы к труду, поскольку пенсионные накопления были непосредственно связаны с заработком, и одновременно сделала практически всех чилийцев собственниками значительных по масштабам сбережений - ведь пенсионные деньги не уходили в бюджет, а накапливались на личных счетах граждан. Частные пенсионные фонды имели право размещать средства лишь в очень надежных (как правило, государственных) ценных бумагах. Это было поистине гениальное изобретение. Владельцы вкладов оказались заинтересованы в стабильной экономической политике правительства, в устойчивой хозяйственной системе. Они уже гораздо осторожнее относились к обещаниям безответственных популистов. "Революционный рабочий" превратился в "ответственного избирателя".

Важность для России практического опыта, имеющегося у приехавших экономистов, более чем очевидна. Ответственная финансовая политика, дерегулирование, административная реформа и реформа госслужбы, пенсионная реформа и превращение наших граждан в ответственных избирателей - все эти проблемы стоят сейчас перед нами. Однако реформы должны быть выстраданы каждой страной и могут быть разработаны только ею самой. И это, пожалуй, главный урок успешного экономического развития.

Содержание

Примечания

Перейти к другим выпускам