Откладывать создание партии "Союз правых сил" нельзя
Дата публикации
Четверг, 19.04.2001
Авторы
Егор Гайдар Алексей Бадольский
Серия
ДВР.ру
Интервью Егора Гайдара сайту "Демократический выбор России".
Корр.: Егор Тимурович, хочу сначала спросить, как Вы расцениваете сенсационные сообщения о грядущем объединении "Единства" и ОВР.
Егор Гайдар: В России продолжается процесс политической концентрации, когда на базе сравнительно малых и разрозненных политических образований формируются более-менее крупные политические партии и блоки. Это нормально, так и должно быть в условиях молодой демократии. В нашей стране у этого процесса есть своя специфика, и заключается она в наличии своеобразного феномена, каким является партия власти. То есть партия, которая лояльна существующей власти, действующему президенту и которая будет не теоретизировать, а гибко менять свою позицию по тому или иному вопросу в зависимости от того, как меняется линия существующего правительства и президента. Есть два важных обстоятельства, которые надо учитывать, когда мы говорим о партии власти. Первое. Не бывает в стране двух партий власти, партия власти всегда одна. Потому что власть тоже одна. В этой связи всякая партия бывшей власти автоматически обречена на поражение на следующих выборах. В 99-м году, когда создавались "Отечество" и "Вся Россия", - практически вся элита была убеждена, что это и будет настоящая партия власти. Но неожиданно выяснилось, что партией власти станет не ОВР, а другое объединение, тем более что именно оно, другое объединение, и победило. Происшедшее фактически закрывало всю историю с ОВР. Было ясно, что этот блок не имеет никаких политических перспектив, если не сольется с новой партией власти. При всем этом - именно потому, что ОВР создавался раньше, и все первоначально полагали, будто этот блок и явится настоящей партией власти, - при всем этом персональный состав "Отечества - всей России" по уровню квалификации часто выше, чем персональный состав "Единства". Хотя, разумеется, и в той, и в другой фракции есть разные люди, но, скажем, в ОВР присутствуют такие политики, как Андрей Кокошин - без всякого сомнения, очень квалифицированный специалист в области обороны; как Валерий Драганов и многие другие. Тем не менее, на следующих выборах блок ОВР был обречен. Какой-либо реальной возможностью избежать такого финала он, на мой взгляд, не располагал - кроме того единственного маневра, который и был теперь использован. Только слившись с настоящей партией власти, овээровцы обретают шанс оказаться там, где они рассчитывали оказаться с самого начала.
Корр.: Да, ОВР на следующих выборах был бы, наверно, обречен. Во всяком случае, прошлый опыт показывает, что это действительно так. Однако до выборов еще два с половиной года. Почему выбран, с Вашей точки зрения, именно этот момент? Не сказались ли, как полагает ряд наблюдателей, личные проблемы Юрия Михайловича Лужкова?
Егор Гайдар: Почему именно сейчас? Да какой бы момент ни был выбран, вы имели бы основание задать этот вопрос. Что касается интересов Лужкова - возможно, они сыграли какую-то роль, но это отнюдь не гарантированно. Дело в том, что объективно никакой нужды толкать "Отечество - вся Россия" в партию власти нет. Оно само туда хочет, всегда хотело. Просто поначалу ошиблось дверью и горело желанием ошибку эту исправить. Надо было лишь намекнуть ему, что такое возможно.
Корр.: А какие еще характерные особенности надо иметь в виду в связи с партией власти?
Егор Гайдар: Об одном важном обстоятельстве я сказал. Другое, которое тоже следует учитывать: партия власти может быть большой, она может быть хорошо представлена в Думе, однако воздействие этой партии власти на власть минимально. Точнее, вообще нулевое. Механизм воздействия, который там представлен, направлен не снизу вверх, а в противоположную сторону, сверху вниз. То есть власть принимает решения, а партия власти их транслирует и выполняет. По этой причине сколь бы большой ни была по своему составу партия власти, воздействие ее на курс власти крайне ограничено. Всегда. И в этой связи принципиально важно, что находится левее партии власти и правее партии власти. Естественно, левее партии власти находится и долго будет находиться КПРФ. Большая серьезная сила, всегда стремится обеспечить перевес левой части нашего политического спектра. А большая партия власти - она, напомню, не давит на власть. На правом фланге тоже происходит процесс постепенной консолидации - по крайней мере, участников двух политических объединений, "Яблока" и СПС, с неплохим взаимодействием между ними в Думе в первую очередь. В Думе мы в подавляющем большинстве случаев едины, координационный механизм работает здесь неплохо.
Корр.: Консолидация на правом фланге, учитывая тесное сближение "Единства" и ОВР, получает, надо полагать, дополнительные импульсы.
Егор Гайдар: На мой взгляд, урок из факта формирования этой коалиции состоит вот в чем. Да, процесс концентрации идет, и он абсолютно неизбежен. Идеи, что если у нас есть сейчас проблемы с созданием СПС, то мы можем отмахнуться от необходимости создания СПС как единой широкой правоцентристской партии, отложить момент создания на какое-то время, - такого рода идеи заведомо контрпродуктивны. Потому что, либо правый фланг будет представлен достаточно сильными и боеспособными организациями, либо он будет лишен возможности оказывать серьезное влияние на всю политическую конфигурацию. Наличие никуда не давящей партии власти и сильного левого фланга резко ограничивает возможность правительства проводить жизненно необходимые реформы. Это отчетливо показывает весь опыт последних лет. Процесс перемен в очень большой степени обеспечивают законы. Законы и бюджет. Можно сколько угодно высказывать самые разные пожелания и требования, но если они не воплощаются в законы и в статьи бюджета, то так и останутся просто пожеланиями и просто требованиями. В любой президентской республике прохождение закона через парламент осуществляется сложнее, чем в парламентской республике: в президентской республике устойчивого парламентского большинства, формирующего правительство, нет. В результате проведение через парламент президентской республики систематических и затрагивающих чьи-то мощные интересы решений - это всегда создание соответствующих коалиций. Даже сейчас, после того, как "Единство" и ОВР обязуются действовать в едином ключе, - даже сейчас это еще не означает, что правительство и президент всегда будут иметь надежную возможность беспрепятственно проводить те решения, которые задевают интересы очень влиятельных группировок. Таким образом, встает и будет стоять вопрос: как строишь ты эту коалицию? Скажем, ты владеешь неким пакетом голосов в поддержку любого твоего решения. Дальше вопрос: а ты можешь обеспечить себе большинство? Если можешь, то в союзе с кем именно? Если ты можешь выстроить большинство только с левыми, значит тебя всегда будет клонить влево. Если ты выстраиваешь большинство с правыми - тебя будет клонить вправо. Если ты можешь выстроить большинство и с теми, и с другими, значит, очень многое зависит от того, какую повестку дня предлагают президент и правительство.
Корр.: Наличие сильного правого фланга в Государственной Думе, который мог бы сдвигать правительство вправо, сегодня тем более важно, что перспективы нашего экономического развития снова кажутся не очень определенными?
Егор Гайдар: Что касается экономики - эту тему я разбил бы на два набора сюжетов. Первый - собственно макроэкономическая динамика, второй - структурные реформы. Обратимся сначала к области макроэкономической динамики. Естественно, мы не могли ожидать сохранения в 2001-м году экстремально высоких темпов промышленного роста и роста инвестиций, которые стали, под влиянием известных факторов, характерными для 2000-го года. Пока ясно, что промышленный рост серьезно замедлился. В какой степени он сохранится, будет видно в течение ближайшего времени. По первому же кварталу в сопоставлении с первым кварталом 2000-го года промышленный рост составил, по прогнозным оценкам, чуть меньше 4%. Он продолжился в большинстве отраслей, включая наиболее динамичную легкую промышленность, машиностроение, химическую промышленность… В какой степени этот рост устойчив, сказать сейчас очень трудно. Вообще с научной точки зрения любые рассуждения о росте в нашей стране крайне сложны. Россия первый раз выходит из постсоциалистического кризиса - дай Бог, последний. Отсутствует база многолетних исследований, которая позволяла бы статистически корректно анализировать и прогнозировать динамику этого процесса. Тем не менее, можно, мне думается, сказать: да, в этом году экономический рост существенно замедлился, но он, видимо, продолжится. Можно сказать также, что серьезной проблемой является быстрое укрепление реального курса рубля. И она не имеет простых решений, потому что набор инструментов, которым обладает любая страна, столкнувшаяся с проблемой "голландской болезни", ограничен.
Третье - идет быстрый рост реальной заработной платы. По-видимому, это свидетельствует о том, что налоговая реформа сработала, и идет процесс легализации реальных доходов. Рост зарплаты по итогам первых двух месяцев нынешнего года составил 22 с лишним процента. В отдельных секторах заработная плата увеличилась в два с половиной раза и более. Скажем, в секторе "Банки, страхование и финансовая деятельность" средняя заработная плата выросла со 180 долларов на начало прошлого года до примерно 500 долларов сейчас. Плюс к этому мы имеем очень приличные результаты по сбору налогов в условиях резкого снижения налоговых ставок. Делать здесь далеко идущие выводы рано, но ясно, что налоговая реформа не привела на первом этапе ни к какому падению доходов в бюджет, ни, вместе с тем, к существенному их росту. Такова объективная картина того, что происходит сейчас в макроэкономике.
Теперь о структурных реформах. Была серьезная пробуксовка в период между декабрем и концом марта - началом апреля этого года, когда правительство, имея хорошую программу, как бы оказалось неспособным точно определить набор приоритетов, определить то, вокруг чего надо сконцентрировать в этом году свою работу. Успехи в структурных реформах прошлого года - а они были серьезными - предопределялись тем, что в самом начале деятельности Кабинета правительство четко выделило приоритеты: в первую очередь это налоговая реформа, это реформа бюджетного федерализма, усиление федерального контроля за выполнением федерального законодательства в регионах. Приоритеты определены - и по всем этим направлениям правительство добилось серьезных успехов. А вот дальше… У России масса проблем, а способности любого правительства решать серьезные проблемы довольно-таки ограничены. Не обозначив или нечетко обозначив приоритеты, то, чем необходимо заняться в первую очередь, власть в результате начинает буксовать при движении по всем направлениям - земельное законодательство, таможенное, налоговое и так далее. В последнее время эта проблема активно стала обсуждаться. То, что правительство выделяет сейчас в качестве приоритетов, включая продолжение налоговой реформы, дерегулирование, земельную реформу, - все это, на мой взгляд, в высшей степени разумно.
В какой степени удастся воплотить замыслы в дела (причем воплотить не когда-то, а в самом скором времени, потому что самый продуктивный период для проведения важных реформ в России - первое полугодие, ибо во втором полугодии власть находится под огромным политическим давлением в связи с подготовкой бюджета), - это будет видно буквально в ближайшие два-три месяца.