Третий путь ведет только в третий мир
Дата публикации
Суббота, 12.09.1998
Авторы
Егор Гайдар Григорий Каковкин
Серия
Литературная газета
Интервью Егора Гайдара Литературной газете.
Его имя стало нарицательным. Сначала его почтительно величали "отцом российских реформ", затем, с очередным российским кризисом, в его адрес пускались критические стрелы, вплоть до проклятий. В общественном сознании из главного идеолога экономи-ческих перемен он превратился в главного виновника всех свалив-шихся на россиян бед. Академик старой школы назвал его первым в числе мамаев, снова прошедших по Руси. Оценки самые суровые: они, реформаторы, ограбили, обманули, недодали, а теперь вот и обанкротили.
Уважая принцип обращаться за разъяснениями к первоисточнику, выслушивать не только обвинителей, но и обвиняемых, мы решили взять интервью именно у Гайдара. Он ведь действительно стоял у истоков реформ, и потому его точка зрения на их драматический исход и на перспективы, при всей волне сногсшибательной критики и возмущения, представляет несомненный интерес.
- Пустые полки и вдруг воз-никшие очереди заставляют вспоминать 1992 год, когда вы начали реформы, и сравнивать его с нынешним 1998 годом. В чем разница? Что нас ждет?
- Кризис девяносто первого года был кризисом социалисти-ческой системы управления, которая могла худо-бедно работать в условиях подавленной инфля-ции. Она была для этого приспо-соблена. Если говорить о социализме без политических характерис-тик, то это система, пригодная для жизни в условиях недостатка товаров. Поскольку деньги мало эффективны, на них ничего не купишь, но необходимо, чтобы хлеб каким-то образом доходил до потребителя, при социализме вводятся такие механизмы, как административный контроль, плановые задания, мобилизация материальных потоков и так да-лее. Колхоз должен сдать зерно, даже если все колхозники умрут от голода. Все это мы хорошо помним. Понятно, что залогом работоспособности такой эконо-мики является тоталитарная власть. Все это к 1991 году раз-валилось. Хлеб в магазине, пусть с оче-редью, может оказаться только двумя путями - или кто-то заста-вил его туда привезти, или кто-то заинтересован его туда привезти. Ничего иного не придумано. В 1991 году не было ни того, ни дру-гого, тогда это был экстремаль-ный кризис, кризис, угрожающий существованию общества. Разви-тие событий в 1998 году с боль-шой скоростью приближает нас в исходную точку, ибо если сейчас разрушат все еще работающие механизмы рынка, мы можем опять оказаться перед угрозой от-сутствия какой-либо экономики.
Я очень хотел бы надеяться, что Примаков это понимает и не сделает того, чего ждет от него левое большинство Госдумы. Иначе мы вернемся в 1991 год за короткое время - от двух до шес-ти месяцев.
- Неужели точка возврата, как говорят летчики - это когда горючего еще хватает на обратную дорогу, - не пройдена? Как это будет выглядеть в человеческом плане?
- Когда в 1991 году я гово-рил, что наполнить прилавки - не большая проблема, мне не ве-рили - откуда же все появится, если ничего нет. "Да, в магазинах все будет, да, за рубль все можно будет купить, рубль будет кон-вертируемый, но не надо думать, что это принесет вам немедлен-ное счастье, после этого оста-нется масса проблем, и вы будете недовольны", - я это повторял бесконечное количество раз, но люди не слышали. Если все бу-дет в магазинах, то что еще мож-но желать? Точно так же я гово-рил в 1995, 1996 годах: если вы будете проводить безответствен-ную финансовую политику, рас-шатаете национальную валюту, с прилавков все исчезнет очень быстро, - мне не верили и гово-рили: куда все исчезнет, если во-круг так много всего? Сформи-ровать настоящие отлаженные рыночные институты - на это нужны годы и десятилетия, а вот перейти от ситуации, когда все есть в магазинах, в ситуацию, когда там пусто, - для этого ни-чего особенного не надо, только усилия нескольких энергичных идиотов, и не больше.
Наш средний класс, а это те, кто хоть раз съездил отдыхать в Турцию или Испанию, и не с ки-пятильником и кубиком бульона, кто стал привыкать к нормаль-ной жизни, кто уже расплачива-ется кредитной карточкой, вот они должны вспомнить поздние советские времена и представить себе ту жизнь и те нормы пове-дения - это то, что нас ждет в че-ловеческом плане.
- Отчего так получилось, что есть, худо-бедно, средник класс, имеющий тенденцию к росту, олигархи, которые сво-им возникновением обязаны вам, а политически никакой поддержки ни от тех, ни от дру-гих? Где тут логика?
- К сожалению, олигархи не стали опорой устойчивого ры-ночного развития. После прези-дентских выборов я говорил и пи-сал, что главным вопросом, во-круг которого будет разворачи-ваться политическая и экономи-ческая борьба, будет вопрос о со-отношении собственности и влас-ти. Будут они разделены или еди-ны? Будут правила игры общие для всех или они будут для каждо-го свои? Будут ли богатые пла-тить налоги или будут объяснять, почему они этого сделать не мо-гут? Будет ли бюджет прозрач-ный и подконтрольный обществу или будет происходить разбазаривание государственных денег? Последние два года именно эти проблемы были в центре проти-востояния. Борьба оказалась очень жесткой.
Для нормального рыночного порядка в России необходимо сделать несколько вещей, но две из них абсолютно необходимы - заставить богатых и сильных платить налоги и перекрыть утечки средств из бюджета. Когда правительство "молодых ре-форматоров" впервые за долгие годы расплатилось по пенсиям и большей частью по зарплатам (это было в 1997 году), то оно сделало это только потому, что олигархи заплатили, и именно этого ему не могли простить. Это стало причиной банковской и информационной войны.
- Почему же крупный капи-тал идет против собственных интересов, ведь социальный мир в России - это надежность их вложений?
- При всех разговорах об их стратегических талантах олигар-хи оказались, на мой взгляд, по-разительно близоруки. Я никог-да не переоценивал их мораль-ных стандартов, но я думал, что они не позволят себе в только-только формирующейся рыноч-ной среде вести себя, как слоны в посудной лавке. С одним очень крупным оли-гархом, не глупым человеком, я обсуждал тему, связанную с бан-ковской войной...
- Без фамилий?
- Да. Я объяснял ему, к чему все это может привести. Если сей-час ему кажется, что его предпри-ятие стоит миллиард долларов, то потом, в кризисе и политическом хаосе, за него не получишь и деся-той доли. Я видел, что он в это не верит, думает, что я его пугаю. Но получилось именно так - что име-ем, не храним, потерявши, плачем. В некотором смысле наши оли-гархи повторяют поведение наше-го среднего класса (он, конечно, получил от реформ не столько, сколько олигархи), который был искренне убежден, что достигну-того у них никто не отнимет. Наш средний класс, пользуясь всеми преимуществами, ранее был готов ностальгировать по социалисти-ческому раю, не участвовать в вы-борах, потому что политика - дело грязное... В результате у нас в Ду-ме представлены только те, кто потерял от реформ.
- Прозрение у них когда-нибудь наступит?
- Наступит очень быстро. Вспоминать о счастливых социалистических реалиях при конвертируемости рубля и набитых мага-зинных полках, где все больше приличных отечественных това-ров, вытесняющих импортные, - это одно, а вспоминать их, когда колбаса быстро приобретет забы-тый синеватый оттенок, - другое. Тут есть иная проблема: про-зрение наступит быстро, только куда оно развернется? Здесь мо-жет быть два вектора. Первый - это понять, что за стабильную рыночную экономику и нормаль-ную цивилизованную жизнь нуж-но платить. Платить - политичес-кой активностью, готовностью отстаивать свои ценности и убеж-дения. То есть - сумей отстоять свою жизнь. Если хочешь, чтоб было так, а не иначе, не рассусоливайся, не рассказывай о треть-ем пути, который, как известно, ведет в третий мир, ведь во всем мире средний класс стоит на пути тех, кто пытается расшатать ста-бильность общества.
Но есть и второй вектор про-зрения. Его я тоже сейчас очень отчетливо вижу - это такое миро-воззрение Васисуалия Лоханкина с сомнением о том, нет ли сер-мяжной правды в том, чтобы тебя выпороли, и надеждой, что при-едет генерал на белом коне, кото-рый решит все наши проблемы. Анекдот на эту тему: "Есть два пути выхода из кризиса. Один - более реалистичный, что при-едут инопланетяне и все наладят. Второй - менее реалистичный, что мы это сделаем сами". Культ личности Пиночета, который начинает формиро-ваться буквально на глазах (та-кое впечатление, что конную статую скоро поставят), на са-мом деле страшен - диктатор придет и со всеми разберется. Можно напомнить, что Пиночет - это 40 тысяч погибших в стра-не, население которой в 15 раз меньше России. Интеллектуально-либеральную политику проводить нетруд-но, суть ее предельно проста - вводится максимально равное простое регулирование и в мак-симальной мере ограничиваются всякие исключения, порождаю-щие коррупцию и злоупотребле-ния. Это просто и эффективно, но для этого необходимо устра-нить влияние мощных групп ин-тересов, которые существуют в любом обществе. Пиночет сумел заблокировать влияние таких групп интересов. Но мы видели в Латинской Америке десятки коррумпированных диктатур, и почему в России с ее историей мы вытащим именно этот уни-кальный чилийский билетик? Кто сказал, что нас ждет пиночетовский вариант диктатуры? Где в нашем историческом опы-те основания на это надяться?
- С вами, Егор Тимурович, в российскую политику пришло слово "команда". Насколько это важно и как вы оцениваете команду господина Примакова?
- Команда в правительстве особенно важна в период острого кризиса и структурных изменений. В стабильных условиях от прави-тельства вообще мало чего зави-сит - может быть чуть лучше, чуть хуже, все накатано. Другое дело, когда старой системы уже нет, новой еще нет, а надо вводить множество новых инструментов, решения должны быть быстрые, эффективные, а времени на их об-суждение нет. В таких условиях "команда" людей, обладающих об-щим видением проблемы, имеет огромное значение. Правительст-во Примакова - это коалиционное правительство для кризисной си-туации. У него есть серьезное преимущество - поддержка в Гос-думе, но ему будет очень трудно вырабатывать хоть какую-то со-гласованную политику и ее реали-зовывать. Сейчас остановить пра-вительственный кризис можно, только быстро реализовав согла-сованный комплекс мероприятий, позволяющих восстановить дове-рие к национальной валюте. К со-жалению, ждать этого от форми-рующегося кабинета трудно.
- А много ли зависит от са-мого Примакова?
- Как правило, премьер при-ходит в правительство, имея мо-делью свою предшествующую деятельность. Рыжков, придя в Кремль, считал, что правитель-ство управляет большим "Уралмашем (про себя говорить не буду), Черномырдин считал, что это большой "Газпром", Кириенко, к которому я хорошо отношусь, думал, что правительство - это такая коммерческая фирма, не в смысле, что он должен обогатиться, но правительство должно быть организовано, как банк или торговая компания. Я думаю, что у Примакова есть ощущение, что правительство - это особое министерство иност-ранных дел. Это далеко не так. Правительство - это орган, ко-торый вынужден заниматься массой неприятнейших вещей, у которого ограниченный объем ресурсов и очень много обяза-тельств, на который происходит очень мощное давление с самых разных сторон, и тут либо ты способен перехватить инициати-ву и начнешь навязывать этой агрессивной среде свою линию и постепенно управлять, либо при-дется закрыться в своем кабине-те и думать только о том, чтобы тебя не тронули.
- Почему премьер обратил-ся за помощью к "академи-кам"? Что вы думаете об их программе?
- Среди тех, кто подписал это письмо, есть большое коли-чество неглупых людей. Они много изучали социалистичес-кую экономику, преподавали, что-то делали полезное, но раз-делительная полоса в экономи-ческой науке прошла по одному очень специфическому признаку - одни владели иностранными языками и имели доступ к лите-ратуре, другие - нет. Быть отре-занным от мировой экономичес-кой науки и заниматься неким странным образованием - социа-листической экономикой, види-мо, это не проходит бесследно. Сейчас опубликовано это пись-мо академиков, читать это без смеха со слезами не может даже нормально выученный студент или аспирант Высшей школы экономики в России. Когда они рассказывают, что если автома-тически кредитовать за счет ЦБ любые обязательства государст-ва, то это приведет не к инфля-ции, а к росту ответственности правительства, то даже непосвя-щенному, по-моему, понятно, на что годятся эти академические советы. Посмотрите коммента-рии в газетах к этому письму академиков - сейчас общество очень продвинулось в своем эко-номическом образовании. Нечто такое они и раньше писали, но никто не читал - пишут себе и пишут, но тут вдруг появилась возможность, что это может стать реальной экономической политикой правительства - это опасно. И еще одно - хочется быть популярными, а с другой стороны - дистанцироваться от тяжелых и непростых реформ.
- По сути, разговор идет все о той же "шоковой терапии", о безболезненности реформ...
- Не было в России никакой "шоковой терапии". В Польше - была, и именно поэтому эта стра-на готова нам сейчас оказать гума-нитарную помощь. У нас для "шо-ковой терапии" не оказалось до-статочной политической под-держки. Реформы после энергич-ного старта встали, и в результате мы получили такую вязкую жижу, из которой никак не можем выбраться. Не только у нас, но и в мире существует странное вос-приятие шоковых реформ в Рос-сии - очень уж они были энергич-ные. Ничего себе, шесть лет черномырдинского правительства
- это "шоковая терапия"!
- Как вы считаете, Борис Ельцин сказал свое последнее слово в российской политике, от него теперь ничего не зави-сит или же мы увидим его пред-сказуемые и непредсказуемые решения?
- Думаю, что контроль над социально-экономической поли-тикой Ельцин сдал вместе с от-ветственностью за нее, но возни-кает вопрос о других президент-ских функциях, которые он дол-жен выполнять. Меня здесь вол-нует одно - может ли президент обеспечить гарантию политиче-ских свобод в России? Наступле-ние на эти свободы - это то, что наиболее опасно. Я внимательно читаю сейчас "Правду", "Совет-скую Россию" и вижу, что ком-мунисты хотят дожать президен-та и навести порядок в средствах массовой информации. Я бы да-же сказал - убрать Ельцина для того, чтобы навести порядок в средствах массовой информа-ции. На мой взгляд, у него оста-лась одна важнейшая задача - не допустить этого.
- Получается так, что только средства массовой информации являются последним бастионом демократии, значит, - окончательный откат?
- Никакого окончательного отката нет и быть не может. Для этого у коммунистов нет предпо-сылок - не такая цена на нефть, нет резервов аграрного сектора, нет для этого и идеологических оснований. Реальная развилка сегодня такая. После периода левокоммунистической политики мы можем выйти к жесткому реформаторскому курсу, основан-ному на политической демокра-тии и широкой коалиции сил, заинтересованных в реформах. Это будет, скажем, российский союз демократических сил. Либо - коррумпированная диктатура с большим объемом государствен-ного регулирования, работаю-щим, хуже или лучше, рынком, но без политических свобод.
- Если так получится, вас и в этом обвинят, скажут, что пришли без идеологии реформ, развалили, разворовали, потом расчистили дорогу диктатуре. В народном сознании очень странно смещается ответствен-ность, с этим почти ничего нельзя поделать...
- Я с себя за то, что происходило в России, ответственности не снимаю. Самая большая наша неудача в том, что мы не смогли создать сильную, мощную фракцию в парламенте, которая отстаивала бы курс реформ. Хочу напомнить, что все началось с банкротства Советского Союза. 75 лет до нас правили коммунис-ты. 6 лет у нас было правитель-ство Черномырдина, в декабре 1992 года энергично поддержан-ное коммунистами. Как при этом получается, что за результаты более чем восьмидесятилетней истории отвечает Гайдар, кото-рый был премьером несколько месяцев, для меня на самом деле загадка. Мне ясно, что те, кто не желает слышать, - не услышат, но сторонники реформ, а не тех или иных личностей, должны по-нять, что исторический кусок, который мы прожили, это не борьба Гайдара и Чубайса за вся-кие монетаристские глупости, а борьба за нормальную цивилизо-ванную рыночную Россию. Борьба по-крупному. Наша вина только в том, что мы не хотели принять тот бесспорный факт, что в стране, где нет политичес-кой опоры, слоя населения, ко-торый увязывает свой достаток с реформами, сложно что-либо изменить. Мы пытались всеми силами убедить президента най-ти союзников, пытались, как могли, объяснить - мы пытались пробиться. Делали это честно. Мы занимались ловлей падаю-щих сверху тяжелых предметов, мы пытались удержать завоеван-ное, но для меня сейчас понятно одно: общество должно само за-хотеть изменений, оно не долж-но цепляться за старое и созреть для того, чтобы Россия прошла свой путь в Европу. Это тяже-лый путь ради наших детей.